Цели урока:
раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой;
проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе.
развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;
воспитывать нравственные качества личности: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой;
умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.
Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.
В.Железников.
Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак.
У нас сегодня состоится урок по повести В.К. Железникова «Чучело»
Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.
В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка.
И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.
Обратимся к эпиграфам урока.
Погружение в проблему.
Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора.
Согласны ли вы с этим?
Не совсем... Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.
Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело».
- Кто участники конфликта?
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.
Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.
Вопросы по теме «класс»
Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка.
Вопросы по теме «Лена»
Что такое унижение?
Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?
Обратимся к эпизоду «Сожжение чучела».
Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.
Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре».
Прежде прочитаем стихотворение Юлии Друниной:
Я любила твой смех, твой голос,
Я за душу твою боролась,
А душа то была чужою,
А душа то была со ржою.
Но твердила Любовь, так что же
Эту ржавчину уничтожу.
Были вьюги и были штили,
А какие пожары были!
Только вот ведь какое дело,
В том огне я одна горела.
Ржа на веки осталась ржою,
А чужая душа чужою...
Словесный ряд 1.
Действия Димки
"— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка... — Стоял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и казался каким- то маленьким... он был маленький и некрепкий... упал на колени и низко опустил голову... он чиркнул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".
- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "маленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести?
- Всегда ли эпитет — украшение?
- Считаете ли вы Димку предателем? А автор?
Словесный ряд 2
Чувства и поступки Ленки
"...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла — ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала".
- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?
- Почему автор употребляет глаголы-синонимы: жжет, печет, кусает?
- Можно ли считать, что Лена потерпела поражение в столкновении со злом?
- Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?
- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?
- Какой урок можно извлечь для себя?
Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок».
- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?
Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.
- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку?
-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?
- Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.
- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?
Подведём итоги.
Эта повесть учит нас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.
Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончим стихотворением:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости...
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде.
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни.
Домашнее задание: Дочитать повесть. Написать ответ на вопрос «Мог ли подобный случай произойти в нашей школе?» Работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.