Наши задачи:
Познакомиться с творчеством писателя;
выявить сатирическую направленность рассказа;
совершенствовать умение анализа литературного произведения.
Изучение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.
Работа по учебнику
Прочитайте статью о М. Зощенко (с. 211–213).
– Чем вас удивила личность писателя?
– Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
– Кем были его основные читатели?
– Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
Работа в тетради.
Словарная работа.
Вспомните определения литературоведческих терминов, запишите себе в тетрадь.
Юмор –
Сатира –
Чтение и анализ рассказа «Беда».
Прослушайте чтение рассказа мастером художественного слова
https://www.youtube.com/watch?v=SYeB0MVvyrk
Ответьте на вопросы.
– Какой он, герой рассказа? Что за человек?
– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?
– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой? Что же с ним произошло и почему?
– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?
– Что в тексте указывает на глубину его переживаний?
– Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?
– Кто виноват в том, что все так печально закончилось?
– Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?
– Каким языком говорит герой Зощенко?
В рассказе много просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это... вином торгуют».
– Какую роль играет язык в рассказе?
Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.
– Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?
– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня? Почему?
– Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?
Итог урока.
– М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из понравившихся эпизодов. Запишите чтение на аудио и отправьте учителю на проверку.