Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

Познакомиться с творчеством писателя;

выявить сатирическую направленность рассказа;

совершенствовать умение анализа литературного произведения.

 

Изучение нового материала.

 

Сегодня мы познакомимся с одним из сатирических рассказов М. Зощенко. Однажды писатель заметил: «Почти 20 лет взрослые считали, что я писал для их забавы. А я для забавы никогда не писал». Юмор предполагает веселый, доброжелательный смех, а в рассказах Зощенко к смеху примешивается досада, грусть. Автор высмеивает нелепость жизни, пошлость и никчемность существования обывателей, изображает героев в карикатурном виде. Это признаки сатиры. Высмеивая зло, автор утверждает добро.

 

Работа по учебнику

 

Прочитайте статью о М. Зощенко (с. 211–213).

 

– Чем вас удивила личность писателя?

– Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?

– Кем были его основные читатели?

– Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

 

Работа в тетради.

 

Словарная работа.

Вспомните определения литературоведческих терминов, запишите себе в тетрадь.

 

Юмор

 

Сатира

 

Чтение и анализ рассказа «Беда».

 

Прослушайте чтение рассказа мастером художественного слова

https://www.youtube.com/watch?v=SYeB0MVvyrk

 

Ответьте на вопросы.

– Какой он, герой рассказа? Что за человек?

– Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?

– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вел?

– Вспомните, как герой шел со своей покупкой домой? Что же с ним произошло и почему?

– Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?

– Что в тексте указывает на глубину его переживаний?

– Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слезы?

– Кто виноват в том, что все так печально закончилось?

– Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?

– Каким языком говорит герой Зощенко?

 

В рассказе много просторечий, так называемой «сниженной» лексики, грамматических неправильностей: «а тут на-кося», «сомневаюсь я, милый, в смысле лошадиного цвету», «пущай уж», «вспрыснуть», «за какое самое это... вином торгуют».

 

– Какую роль играет язык в рассказе?

 

Речь говорит о человеке многое. Например, мы понимаем, что перед нами человек недалекий и не очень-то грамотный.

 

– Над чем смеется и над чем горюет автор рассказа?

– Как вы думаете, актуальны ли рассказы М. Зощенко сегодня? Почему?

– Так что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

 

Итог урока.

 

– М. Зощенко смеялся в своих рассказах над безобразием и глупостью, чтобы убедить людей жить умнее, достойнее. «Не злорадное потирание рук при виде подмеченных в жизни всякого рода нелепостей гонит его [сатирика] к столу, а любовь и боль. Любовь к людям, боль за несовершенства их жизни», – отмечал Ю. Томашевский. Высмеивая зло, Зощенко показывает, учит, разъясняет, обращаясь к уму и совести читателя.

 

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение одного из понравившихся эпизодов. Запишите чтение на аудио и отправьте учителю на проверку.

Урок 59. М.М.Зощенко. Рассказ "Беда".

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru