Наши задачи:
Закрепить навык сжатого написания текста;
уметь производить исключение и обобщение;
сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица;
развивать умение обобщать;
воспитывать у себя интерес к культуре поведения.
Вспомним ранее изученное.
– Чем отличается сжатое изложение от подробного?
– Что можно опустить в сжатом изложении по рассказу «Шоколадный торт», чтобы добиться краткости и выразительности?
ШОКОЛАДНЫЙ ТОРТ
Когда наступил мой день рождения, я пригласил гостей, а мама купила шоколадный торт для угощения. Ну, пришли они, гости. И все с подарками. Колька, сосед, мне настольную игру «Хоккей» притащил.
– Спасибо, – говорю я Кольке. – Правда, я не очень люблю эту игру. Мне больше нравится настольная игра «Футбол».
Витька принёс мне сказки Андерсена.
– Спасибо, – говорю я, – книжка чудесная. Это ничего, что она не новая. Видно, что её все твои родственники перечитали.
Лиля, одноклассница, подарила мне набор фломастеров.
– Вот, кстати, – говорю я. – Мне как раз нужны фломастеры. Жаль только, что здесь всего шесть цветов. Особенно не разрисуешься. Вон я в магазине набор видел – восемнадцать цветов!
Сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу. Начал делить торт и чай разливать. Смотрю – что-то они, гости мои, какие-то скучные сидят. Я уже и музыку весёлую включил, а они всё равно не веселятся. Ковыряют торт ложечками и в тарелки смотрят. Потом давай один за другим прощаться и ушли. И чем я им не угодил?
– Понравился ли вам рассказ? Чем?
– Как бы вы кратко ответили на недоумённый вопрос именинника: «И чем я им не угодил?» – когда печальные гости, поковыряв торт ложечкой, отказались веселиться и один за другим ушли?
Задание урока:
Напишите сжатое изложение текста «Шоколадный торт», изменив форму лица с 1-го лица единственного числа на 3-е лицо единственного числа.
Изложение пишите аккуратным, разборчивым почерком.
Соблюдайте правила орфографии.
Будьте ОЧЕНЬ внимательны и не пропускайте знаки препинания, особенно при диалоге и при прямой речи.
Подведём итоги.
– Что нового узнали на уроке?
– Какое изложение вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Дайте оценку нашей работе.
Домашнее задание: §120. Упражнение 687 или 689.