Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

  • определить понятие стиля эпохи;
  • основные слагаемые стиля эпохи;
  • выработать умение правильно пользоваться этим понятием;
  • научиться анализировать произведение в единстве формы и содержания.

 

 

У каждой эпохи есть черты присущего только ей стиля. Так, мы отчётливо осознаём, что одни тексты созданы в эпоху Древней Руси, другие - в современную. Даже если взять перевод старинной летописи на современный язык, мы всё равно ощутим колорит далёкой эпохи:

 

В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь". И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000.

 

Колорит старины проявляется не только в том, переводчиком использованы устаревшие слова, не только в том, что упоминаются древних князей, но и в самом строе высказывания, в том, как строятся предложения, в интонации. А если прочитать подлинный текст летописи! Особо следует отметить нарочитое отсутствие личности автора произведения, что было правилом в текстах древнерусской литературы. Значит, можно говорить о стиле эпохи и стиле русской летописи.

 

Теперь прочитаем отрывок из произведения, созданного деятелем культуры начала XX века Максимом Горьким. Он вспоминает о детском впечатлении, произведённом на него бабушкой:

 

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она - тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

 

Начиная с XVIII века люди стали говорить о своих чувствах. Этому учила их книга, и она сделалась не просто необходимой, она доставляла наслаждение своей художественной формой – «слогом», т.е. стилем автора. Произведения стали подписывать авторы, подчёркивая свою причастность к описываемым событиям. И в приведённом отрывке из повести М.Горького лежит печать эпохи. И дело в словах: …тёмные, как вишни, зрачки.., …будто спал я, спрятанный в темноте,.. …её бескорыстная любовь к миру обогатила меня..., - принадлежащих эпохе, и мы еще пользуемся этими оборотами речи. Но так же во всем строе высказываний, присутствии лирического автора-повествователя.

Если мы рассмотрим другие жанры художественной словесности – рассказы, романы – то увидим в их словесной форме немало общего: например, эпитеты, особые устойчивые словосочетания. Значит, можно говорит о своеобразии стиля современной эпохи.

 

Обобщим сказанное!

 

Стиль – это единство всех элементов художественной формы отдельного произведения, жанра, целой эпохи.

 

 

Практическая работа.

 

Прочитайте внимательно текст. Определите время написания произведения. Определите стиль эпохи. Укажите его характерные черты: автор, жанр, использование особой лексики, построение высказываний, постоянные средства выразительности, характерные эпохе.

Работу оформите письменно, сфотографируйте и отправьте учителю на проверку .

 

Давно то было. Осенью 1237 года внезапно подошли с юга к самым границам земли Рязанской несметные полчища разноплемённых войск и встали на берегу реки Воронеж. Откуда они явились — никто на Руси не знал, а привёл их покоритель многих царств — монголо-татарский хан Батый.

Услышал рязанский князь Юрий Игоревич о незваных гостях и направил в их стан посольство с богатыми подарками. Дорогие собольи и бобровые меха, драгоценные серебряные сосуды повезли послы, два табуна резвых коней-скакунов повели. Думал князь Юрий Игоревич откупиться подарками, надеялся— останется хан Батый доволен, не пойдёт воевать землю Русскую. А во главе посольства он поставил молодого сына своего — Фёдора.

Прибыли послы в стан Батыев, посмотрели направо, посмотрели налево и увидели, что вдоль реки Воронеж на многие вёрсты войлочные шатры раскинулись: тысячи костров дымились, бараньи туши на вертелах жарились. Смутились послы. Сколько же тут рати стоит — не сосчитать! <…>

Погиб славный город Рязань, весь погорел дотла, до последней землянки.

Двинулась Батыева рать дальше на север.

По всей Руси полетела молва о гибели Рязани. Добралась злая весть и до города Чернигова. А в ту пору некий рязанец по имени Евпатий Коловрат собирал там подати своему князю. Был он могуч в плечах, очи ясные. Славился он отвагой.

Созвал Евпатий Коловрат семерых своих дружинников и рассказал им о страшной беде. Тотчас же взнуздали они коней и помчались к родному городу. Скакали днями, часть ночей захватывали, пересаживались с коня на коня. Скакали сквозь леса и болота, не знали устали, а коли встречали по пути каких молодцев, звали их с собой.

Прискакало в Рязань уже семьдесят воинов.

Увидели они перед собой город мёртвый, снегом засыпанный. Всюду: и на кремлёвских развалинах, и на посадах — грудились обгорелые брёвна, торчали печные трубы, как столбы закоптелые.

Спешился Евпатий Коловрат и в страшном волнении пошёл искать свою избу.

Вспомнил он, как, бывало, сиживал на лавочке под слюдяными окошками, а с ним рядом сидели — грелись на солнышке отец, мать и любимая молодая жена. Она держала на руках запелёнутого младенца-сына и убаюкивала его тихими песнями…

Так всё перемешалось в пламени пожара, так всё было засыпано снегом, что Евпатий не только своей избы, даже своей улицы не смог найти.

Распалился он сердцем, встал у обгорелого дерева, обтёр пот со лба. А глаза его оставались сухими. Так было велико его горе, что он и плакать не мог, только рука его крепче сжимала меч.

 

Итоги урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Дайте оценку нашей работе.

 

 

 

Домашнее задание: Сочините летопись по заданному началу.

Возьмите знакомую скороговорку:

 

Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак.

Сунул Грека руку в реку –

Рак за руку Греку цап!

 

Сочините по этому сюжету летопись:

В лето 8888 пошёл из Царьграда на Русь Грека. Взял же с собою множество войска на конях и кораблях и было кораблей числом двести…

 

Урок 33. Стиль в художественной словесности. Стиль эпохи.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru