Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Роль подчинительных союзов речи.

Повторим важное из теории.

Союзы - это служебные слова, которые употребляются для связи членов предложения. Так ли они важны? Зачем нужны союзы в русском языке? Союзы в нашей речи незаменимы, потому что соединяют синтаксические единицы и выражают смысловые связи между словами и частями предложений. У союзов есть свое грамматическое значение – они указывают на синтаксическую связь, которая существует между единицами языка. В зависимости от этого, они называются сочинительными и подчинительными. И те, и другие в русском языке объединяют слова или части предложения в целое, а также выражают различные характеры связи между ними.

      Очень большую роль союзы играют в сложноподчиненных предложениях, они выражают различные отношения между главной частью предложения и придаточной.  Так, союз может участвовать в образовании сложноподчиненного предложения с изъяснительным придаточным, которое поясняет, раскрывает в придаточной части мысль, начатую в главной.       Примеры:  

Яна рассказала, как она отдыхала летом. (рассказала о чем?);

Он решил, что пора искать работу. (он решил что?). 

Еще пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "если" передает условие (придаточная часть условного типа):

Если завтра будет плохая погода, я не пойду гулять. (не пойду гулять при каком условии?). 

      А вот предложение, в котором союз "когда" передает временной характер придаточной части:

Когда начнутся каникулы, мы с родителями поедем отдыхать за границу. (поедем отдыхать за границу когда?). 

      И приведем последний пример сложноподчиненного предложения, в котором союз "потому что" выражает причинную связь между главной частью и придаточной:

Она обиделась на тебя, потому что ты плохо с ней поступил. (вопрос к придаточной: почему она обиделась?).

 

Определите значения выделенных союзов. В каком стиле они чаще всего употребляются? Дайте полную характеристику одному союзу.


1. Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему веленью, по моему хотенью, очутились на необитаемом острове.

2. Разумеется, сначала ничего не поняли, и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось.

3. Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену.

4. "Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?"

 

Дополнительный вопрос; как вы думаете, играют ли эти союзы свою роль в создании комической ситуации?

Алекса́ндр

Матве́евич

Пешко́вский 

(11 (23) августа 

1878Томск — 

27 марта 1933

Москва

— российский 

и советский лингвист,

профессор, один

из пионеров изучения 

русского синтаксиса;

также занимался

вопросами

практического преподавания русского языка в школе.

      К основным идеям Пешковского принадлежит характерное и для последующей русской традиции представление о «семантичности» синтаксиса, то есть стремление выделить значения, выражаемые синтаксическими конструкциями, а не простое формальное описание этих конструкций. Пешковский вплотную подошёл к использованию «древесного» представления синтаксической структуры в виде дерева зависимостей; он один из первых широко пользовался лингвистическим экспериментом и «отрицательным» языковым материалом. Пешковский также может считаться одним из открывателей необычайно важной для русского языка области «малого синтаксиса» и идиоматичных синтаксических конструкций, глубокое исследование которой по существу началось только в последней трети XX века. Наконец, Пешковский — один из пионеров изучения русской интонации, как в книге, так и в ряде специальных статей (например, «Интонация и грамматика», 1928) доказывавший её фундаментальную роль для описания русского синтаксиса. Он первым показал, что интонация может быть грамматическим средством там, где предлоги, окончания и порядок слов «не дорабатывают».

Прочитайте текст. ответьте на вопросы:

К какому стилю и типу рассуждения относится текст? Назовите его основные стилевые приметы.

Как выражаются логичность, аргументированность изложения в научном стиле ?

Участвуют ли союзы в создании стиля?

 

Сила трения
      Силу трения можно измерить.
      Чтобы измерить, например, силу трения скольжения деревянного бруска по доске или по столу, надо прикрепить к бруску динамометр и равномерно двигать брусок по доске. Что при этом покажет динамометр? На брусок действуют две силы - сила упругости динамометра, направленная в сторону движения, и сила трения, направленная против движения.
Так как брусок движется равномерно, то это значит, что равнодействующая этих двух сил равна нулю, т.е. эти силы равны по модулю, но противоположны по направлению. Динамометр показывает силу упругости, равную по модулю силе трения.
      Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы находим силу трения. (Перышкин А. В., Родина Н. А. физика. Учебник для 6-7 кл. М., 1982. С. 57.)

Вывод:

Союзы участвуют в создании определенного стиля речи и несут эмоционально-смысловую нагрузку. Так в художественном тексте они помогают создать особую эмоциональную атмосферу, передающую авторское отношение к предмету изображения через применение приемов создания комического и других средств. А в тексте научного и публицистического стиля служат средством связи между смысловыми частями, благодаря чему речь логична, аргументирована и убедительна.

 

Тренажеры:

 

Расставьте знаки препинания

 

Ответьте на вопросы

 

Выполните задание по пунктуации в форме ОГЭ

 

Тест для самоконтроля:

 

Домашнее задание:

Параграф 150. Упражнение 371

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru