Наши задачи:
повторить сведения о тексте, видах связи в нем;
развивать и совершенствовать творческие возможности;
развивать умения в определении типа текста, его основной мысли;
способствовать развитию умений составлять план текста;
знать характеристики сжатого изложения; знать об обобщенной форме передачи исходного текста;
уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами (в устной и письменной форме).
Внимательно ознакомьтесь с инструкцией.
Текст изложения будет зачитан два раза.
– Во время слушания текста выполняйте следующие задания:
определите число микротем по количеству длительных пауз диктора и обозначьте их цифрами (между цифрами оставьте 5–6 строчек);
запишите ключевые слова и выражения каждой микротемы (содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью) рядом с цифрами.
Прослушайте текст и сделайте черновые записи.
https://yadi.sk/d/uBr6KC330RX2GA
Ответьте устно на вопросы по содержанию.
– Что общего есть у описанных Ю. Яковлевым двух типов мечтателей? Следовательно, об этом можно сказать сразу, обобщенно.
– Чем различаются их рассуждения?
– Как вы думаете, кто из них прав? Почему?
– Как следует перейти от изложения текста к своему рассуждению на тему «Кто прав?»?
– Можно ли использовать «обратное» доказательство?
Практическая работа по написанию изложения.
– Преобразуйте свои записи в текст в черновике, не нарушая логики изложения.
– Отредактируйте текст, ответив на вопросы:
1. Сохранена ли последовательность мыслей изложения?
2. Есть ли в каждом абзаце предложение, выражающее основную мысль каждой микротемы?
3. Какие языковые средства осуществляют связь между предложениями и абзацами?
Материал для справок:
Основные средства связи между предложениями в тексте (лексические и грамматические):
– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– антонимы;
– союзы;
– частицы;
– вводные слова, указывающие на порядок явлений и мыслей и связь между ними;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между предложениями (особая роль вопросительных и восклицательных предложений в тексте)
– Прочитайте свой текст 2-й раз. Проверьте орфографию.
– Прочитайте свой текст 3-й раз. Проверьте правильность постановки знаков препинания.
– Перепишите текст в тетрадь.
Подведём итоги.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Допишите изложение. Написанную работу сфотографируйте и отправьте на проверку.