Наши задачи:
- Здравствуйте, ребята. Я рад всех вас встретить на странице нашего урока! Давайте подарим каждый себе хорошее настроение. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы и стали немножко добрее. Садитесь. Открываем тетради, записываем число.
Подготовка к восприятию.
Ребята, давайте вспомним то, о что вы должны были прочитать.
С каким автором познакомились?
Какое произведение читали?
Кто является героем произведения?
Мы знакомимся с творчеством американского писателя-юмориста О. Генри и сегодняшний урок посвятим анализу его рассказа «Вождь краснокожих».
Какова цель нашего урока?
Мы проведём разговор о рассказе О.Генри и выясним, какие художественные приемы использовал автор для создания комического, т.е. выясним природу комического.
Задание 1.
Прежде, чем мы с вами приступим к основной работе, проведем небольшую словарную работу. Здесь перемешаны термины и их определения. Найдите пару.
Юмор
| - изображение чего-либо в смешном виде, используя приёмы создания комического: фарс, иронию, юмор, сатиру. |
Сатира
| - изображение героев в смешном виде, смех весёлый, доброжелательный. |
Комическое
| - высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло – утверждает добро. |
Изучение нового материала.
- Когда вы впервые прочитали название этого рассказа, как вы подумали, о чем он может быть?
- А в действительности, о чем идет речь?
Итак, это рассказ о том, как два мошенника похитили 10-летнего сына одного богатого человека.
Казалось бы, страшное дело – похищение ребенка. А мы, читая рассказ, смеемся.
В чем же дело? Какие юмористические приемы использует автор?
Юмористический эффект достигается при использовании такого приема, как несоответствие.
Для того, чтобы лучше представить героев рассказа, просмотрим фрагмент художественного фильма «Деловые люди», снятого по мотивам этого произведения О. Генри.
https://www.youtube.com/watch?v=iP0lI3dJk2g
Исследовательская работа с текстом.
Задание 1.
Характеристика героев. Какие несоответствия увидели в поведении жуликов?
Задание 2.
Выберить цитаты из текста, иллюстрирующие смешное в данной ситуации рассказа, в сюжете.
Задание 3.
Наблюдение за особенностями рассказа, с помощью которых создается комический эффект.
1. Жулики уверены, что отец заплатит большой выкуп за ребенка. Но он спокоен и не ищет связей с похитителями.
Билл, сильный мужчина, отчаянной храбрости, «визжал, как женщина, боящаяся гусеницы или привидения». Он не боится ничего и чуть не плачет, общаясь с Джонни.
Вывод: в поведении героев много неожиданностей.
2. Сами похитители вовсе не страшные.
Их становится даже жаль. А вот Джонни бросал камнями в котенка, чуть не снял с Билла скальп, превратил несчастного мужчину в «коня», заставил есть песок, сунул за шиворот горячую картошку и раздавил ее ногой. И вместо наживы бандиты вынуждены сами заплатить деньги отцу мальчика.
3. Билл выкатился, мальчишка ухмылялся, крался. Используются такие глаголы, как «хватаю», «лягаю», «тащу», «плюхается». Необычны и сравнения, используемые писателем: «городишко плоский, как блин», дрался как « бурый медведь среднего веса», визг Билла – это «вой не хуже пароходной сирены» и др.
Вывод. смешное создается путем соединения несовместимого, неожиданного в сюжете, поведении героев и языковых средствах.
Приемы, которые использует О.Генри.
- гипербола;
- несоответствия;
- юмористические сравнения;
- неожиданные повороты сюжета;
- непредсказуемый финал.
А что вы можете сказать о характере вождя?
- Давайте прочитаем его « застольную» речь.
Мне тут здорово нравится. Я никогда еще не жил в лесу; зато у меня был один раз ручной опоссум, а в прошлый день рождения мне исполнилось девять лет. Терпеть не могу ходить в школу. Крысы сожрали шестнадцать штук яиц из-под рябой курицы тетки Джимми Талбота. А настоящие индейцы тут в лесу есть? Я хочу еще подливки. Ветер отчего дует? Оттого, что деревья качаются? У нас было пять штук щенят. Хенк, отчего у тебя нос такой красный? У моего отца денег видимо-невидимо. А звезды горячие? В субботу я два раза отлупил Эда Уокера. Не люблю девчонок! Жабу не очень-то поймаешь, разве только на веревочку. Быки ревут или нет? Почему апельсины круглые? А кровати у вас в пещере есть? Амос Меррей - шестипалый. Попугай умеет говорить, а обезьяна и рыба нет. Дюжина - это сколько будет?
Но Джонни в то же время ленив, не любит учиться в школе, жесток по отношению к людям и животным. Докажите мысль примерами из текста.
-Ребята, вы бы хотели иметь такого друга?
- Почему мальчик вырос таким?
- Так о чем заставляет задуматься рассказ О.Генри?
Контроль знаний (на оценку).
А теперь проверим, насколько вы внимательно читали рассказ «Вождь краснокожих». Выполнить тест. Ответы запишите в тетради и отправьте учителю на проверку.
Тест
1.Имя автора рассказа «Вождь краснокожих?
А) Уильям Сидни Портер б) О.Генри в) Уильям
2. В каком штате родился будущий писатель?
А) Северная Каролина б) Колорадо в) Техас
3. Сколько рассказов написал он за свою жизнь?
А) около 600 в) 310 в) 260
4. Назовите имена похитителей мальчишки?
А) Билл Дрискол и Сэм б) Охотник Хенк и Змеиный Глаз в) Билл и Сэм
5. Название города, где происходят события рассказа?
А) Утес б) Гора в) Вершина
6. Кто из героев рассказа называет мальчика «Дьяволенок», «двуногая ракета», «веснушчатая рыжая кошка»?
А) ЭбенезерДорсет б) Билл в) Сэм
7. Для создания смешного О.Генри использует следующие речевые средства:
А) неожиданные сравнения б) Смешные обороты речи в) несоответствия
Подведём итоги.
Главный герой любознателен, активен, смел. У него богатая фантазия и воображение. Но, очевидно, родители слишком много потакали своему чаду, удовлетворяли все его прихоти. В результате он вырос жестоким, невоспитанным.
Прочитав произведение О.Генри мы приходим к выводу, что детям нужно уделять внимание, воспитывать их добрыми, отзывчивыми людьми.
Домашнее задание: Составить рассказ о смешном случае из своей жизни, используя способы создания смешного.