Наши задачи:
совершенствовать умение работать со структурой устного рассказа и ролью неязыковых (мимики, жестов) средств в нем;
развивать умение составлять устный рассказ на основе собственного жизненного опыта;
знать развертывающееся в определенной последовательности действие как главное в рассказе;
уметь составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и устно передавать его содержание; составлять собственный текст по указанному плану, включать в повествовательный текст разговорного стиля элементы описания животного.
Объяснительный диктант.
Не знаеш.. правила, не хочу занимат..ся, ненавидит лож.., не мог справит..ся, не достает.. до выключателя, (не)был за границей, (не)домогать из-за простуды, (не)стану слушать, (не)годует, мне (не)здоровится, (не)достает внимания.
Вспомним важное.
- Как обычно начинаются рассказы, о каких либо случаях из жизни?
(Как-то раз, однажды, был такой случай, эта история произошла, это событие и т.д.)
Сегодня мы познакомимся с невыдуманным рассказом о себе.
Мы уже писали рассказ по картинкам (упр.619) и многому научились. Теперь мы попробуем составить невыдуманный рассказ о себе.
- Вспомните, встречались ли вам раньше рассказы. Где вы их читали? Например: на уроках литературы?
- Каков характер таких рассказов?
(Обычно поучительный, иногда комический, юмористический).
Работа над темой урока
- Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?
- Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.
Начните ваше предложение фразой «Как я однажды..».
- Какой тип речи и стиль мы будем использовать?
(повествование, разговорый стиль)
- Давайте вспомним, что это такое.
- Какова структура рассказа?
При подготовке к сочинению рассказу мы говорили, что рассказ имеет сюжет.
Сюжет и его части.
В сюжете выделяют несколько структурных частей:
Чтобы ваш устный рассказ хорошо слушали, рассказывать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.
И сейчас будем работать над этим важным умением.
Подготовка письменного рассказа о себе – работа с планом:
- Как же начать свой рассказ? Давайте вновь обратимся к народной мудрости:
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
Где смелость, там победа.
Без смелости сила попадает на вилы.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
-Как использовать одну из этих поговорок и пословиц?
Конечно же построить предложение с прямой речью…
- Записываем: «Где смелость, там победа», - гласит народная мудрость. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. (Вписываем под ВСТУПЛЕНИЕМ)
ЗАВЯЗКА (Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:
Затем, потом, после этого….
Используй глаголы совершенного вида!
КУЛЬМИНАЦИЯ – Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)
РАЗВЯЗКА (Вот так я …)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Теперь я …, с тех пор в…)
В какой момент воспользуетесь словарями?
Рекомендации.
- В вашем рассказе не должно бытьпростого перечисления того, что было.
- Сочинение должно повествовать о случае.
- Перед написанием выделите случай, который лежит в основе рассказа.
- Этот случай должен быть необычным. (То есть если на вопрос: Похожий случай часто бывает? - вы ответите : нет -, то это подходящий вариант для сочинения)
- Было ли смешно, когда писали свой рассказ?
- Достаточно ли полно раскрыто главное событие?
- Есть ли в вашем сочинении структурные части рассказа?
Практическая работа по упражнению 652.
Теперь мы подготовились к самому главному: написанию сочинению невыдуманному рассказу о себе.
Напишите сочинение, используя план и рекомендации урока. Работу отправьте учителю на проверку.
Домашнее задание: §113. Упражнение 652.