Наши задачи:
систематизировать ранее изученное о спряжении глагола,
способах определения спряжения глагола,
отрабатывать умение правильно писать безударные личные окончания глагола;
развивать познавательную активность.
Пробное учебное действие.
Вставьте пропущенные буквы и определите спряжение глаголов.
Уж та..т снег, бег..т ручьи,
В окно пове..ло весною…
Засвищ..т скоро соловьи
И лес оден..тся листвою.
- В чем затруднение?
- В какой части слова находится орфограмма?
- Что для этого нужно знать?
Изучение нового материала.
1. Наблюдение над изменением глагола по лицам и числам.
| Ед.ч. | Мн.ч. |
1-е лицо | Цвету | Цветём |
2-е лицо | Цветёшь | Цветёте |
3-е лицо | Цветёт | цветут |
- Как вы думаете, как называется такое изменение?
- Сверимся с материалами учебника §118.
Сделайте выводы.
- Что происходит, когда мы спрягаем глагол?
- По какому принципу глаголы делят на спряжения?
- Есть ли исключение из данного правила?
2. Составим алгоритм определения спряжения глагола:
- поставь гл. в н.ф.
- определи, на что оканчивается.
- определи спряжение.
3. Если мы знаем спряжение, то мы можем определить пропущенное / верное окончание
Прочтите об этом в §119.
Первичное практическое действие.
Задание 1.
Определите спряжение глагола, вставьте пропущенную букву в окончание:
Смотр..шь, дыш..шь, накол..шь, выигра..шь, держ..шь, пол..шь, отброс..шь, накорм..шь, встав..шь.
Задание 2
Выполните упражнение 669 (письменно)
Задание 3.
Запишите предложение,выполните синтаксический разбор:
Ж..лтая лилия раскрыва..тся с самого восхода со..нца, а белая раскро..тся по..же.
- выделить орфограммы, объяснить постановку знаков препинания устно,
- подчеркните члены предложения,
- укажите, чем выражены члены предложения,
- дайте характеристику предложению (шесть признаков),
- составьте схему предложения.
Задание 4.
Подготовимся к контрольному заданию, выполнив упражнение «Определи спряжение глаголов»
https://learningapps.org/view522615
Контроль знаний (На оценку)
Выполните тестовое задание «Спряжение глаголов. Определение спряжения по начальной форме».
Результаты работы сфотографируйте и отправьте учителю.
Подведём итоги.
Составьте устный рассказ (Что вы узнали о спряжении глагола? Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Домашнее задание: §119. Упражнение 677 (определите спряжение глаголов) или 679.