Наши задачи:
ознакомиться с повелительным наклонением глагола;
способствовать развитию познавательных психических процессов;
содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку
Лингвистическая задача
– В одном из стихотворений В. Маяковский так обращается к солнцу:
Чем так,
Без дела заходить,
Ко мне
На чай зашло бы!
– Сколько глаголов в этих строчках?
– Укажите форму условного наклонения. Определите род, число глагола.
Изучение нового материала.
– Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении? Подсказкой послужит однокоренное слово.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
– На с. 121 учебника прочитайте сведения об этих глаголах.
Дополнительный материал для самостоятельного изучения материала.
Что-то осталось непонятным? Посмотрите видеоурок по теме «Повелительное наклонение».
https://www.youtube.com/watch?v=zE7fAyj4dsQ
Первичное применение полученных знаний.
Задание 1.
Игра «Третий лишний».
– Чтобы исключить «лишнее» слово, надо сначала образовать от глаголов формы повелительного наклонения.
1) Писать, читать, думать;
2) думать, петь, сказать;
3) сесть, лечь, сидеть.
– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения в единственном числе.
Задание 2.
Игра «Догадайся!»
– Какое значение выражают глаголы в форме условного наклонения? Замените эти глаголы формами повелительного наклонения в отрывке из стихотворения К. Чуковского.
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели.
– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения во множественном числе.
– Сравните свои выводы с выводами в учебнике (с. 123).
Задание 3.
Выполните упражнение 549.
Контроль знаний (на оценку).
Напишите творческий диктант аккуратным, разборчивым почерком. Работу сфотографируйте и отправьте на проверку.
– Помогите этим глаголам хоть на минуту стать повелителями.
Улыбаться, улыбнуться, решать, решить, убежать, убегать, расстелить, расстилать, прикрыть, прикрывать, класть, положить, встать, лечь, ложиться..
Подведём итоги.
– Перечислите все наклонения глагола и объясните их названия (устно). Приведите примеры.
Домашнее задание: §93, упражнение 546.