Наши задачи:
Продолжит знакомиться с порядком морфологического разбора глагола;
владеть всеми видами речевой деятельности (понимать информацию устного сообщения, владеть разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, уметь вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекать информацию из различных источников, проявлять способность к преобразованию, сохранению и ее передаче);
применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни,
проявлять умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Обсуждение порядка морфологического разбора глагола
Обратите внимание на порядок морфологического разбора глагола по учебнику (с. 133–134)
Вы должны были заметить, что в плане есть несоответствия:
Распространённые ошибки в ваших работах.
Рассмотрим их на примере одного глагола из упражнения 576.
Пошёл бы
- есть работы, несоответствующие порядку разбору (не указали пункты плана: I. … II. … III. …);
- начальная форма без БЫ: пойти;
- не все указали невозвратность;
- обязательно указываем наклонение (условное);
-. не указали род глагола (так как он имеет форму прошедшего времени с частицей БЫ);
- указывая синтаксическую роль, обязательно подчёркивайте (можно в скобках указать, что это сказуемое).
Игра «Определи значение».
Прочитайте отрывки из разных произведений и определите значение слова глагол (глаголь) в них:
Глаголом жги сердца людей.
(А.С. Пушкин)
их учил церковный дьяк, –
приходили на рассвете
и твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол,
И учитель для науки
По субботам их порол.
(Н. Кончаловская)
А в стороне торчит глаголь,
И на глаголе там два тела.
Висят.
(А.С. Пушкин)
Ключи: а) слово; б) название буквы Г; в) виселица.
Повторение теоретических сведений о глаголе.
- Давайте вспомним, что вы знаете о глаголе.
- Какие виды глаголов вы знаете?
-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида и несовершенного вида?
- Что значит переходность глагола?
- Что такое спряжение?
- Какие наклонения глагола вы знаете?
- В чем особенности каждого из них?
- Что мы с вами сейчас повторили о глаголе?
- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. А только ли по морфологическим признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?
- Как правильно выполнить морфологический разбор глагола?
Творческое задание.
Составьте с данными безличными глаголами предложения на тему «Утро», «Мне нездоровится».
1.Светает, не спится, хочется радоваться, посвежело, запахло, дышится, не сидится.
2.Знобит, лихорадит, трясёт, нездоровится, рябит (в глазах), не лежится, не спится.
Выполните морфологический разбор одного глагола.
Работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.
Итог урока.
- С какой частью речи мы сегодня работали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Были ли трудности?
- Что было интересно на уроке?
- Дайте оценку нашей работе
Домашнее задание: Упражнение 577.