Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

Познакомиться со смысловыми частицами;

формировать умение различать оттенки частиц;

продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками

 

Словарный диктант.

Напишите словарный диктант. Проверьте себя после урока по орфографическому словарю.

 

Чемпи..он по плаванию, предварительный ра….ет, ма(с/сс)а тела, трен..ровать спор….мена, победили в кро(с/сс)е, гру(п/пп)а лыжников, выр..вненное поле, г..мнастический снаряд, ори..нтирова….ся на месс..ности, по прибытии.. поезда, пр..тендовать на победу, прису….твовать на соревнованиях, пот..рпеть поражение, бросить с ра..бегу, сложный пери..д.

 

Перейдём к изучению нового материала.

 

Для начала прочитайте информационный текст и поставьте специальный знак в соответствии с вашей точкой зрения:

 

« ! » – Я это знал.

« + » – Новое для меня.

« – » – Вызывает у меня сомнение.

« ? » – Вопрос.

 

«__» Частица – это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов. В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда – смысловые и формообразующие. Частицы не изменяются, не являются членами предложения. В школьной грамматике, однако, принято подчёркивать отрицательную частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; особенно это касается глаголов.

«__» К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонений глагола, а также форм степеней сравнения прилагательных и наречий. К ним относятся следующие: бы (показатель условного наклонения), пусть, пускай, да, давай(те) (показатели повелительного наклонения), более, менее, самый (показатели признака в той или иной степени).

В отличие от смысловых частиц, формообразующие частицы являются компонентами глагольной формы и входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при неконтактном расположении, например: Я бы не опоздал, если бы не пошёл дождь.

«__» Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По конкретному выражаемому им значению они делятся на такие группы:

1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;

2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль);

3) указательные: вот, вон, это;

4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь;

5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то;

6) восклицательные: что за, ну и, как;

7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну;

8) со значением сомнения: едва ли; вряд ли.

«__» В некоторых исследованиях выделяются и другие группы частиц, поскольку не все частицы могут быть включены в указанные группы(например, дескать, якобы, мол).

«__» Частица ни выступает как отрицательная в конструкциях безличного предложения с опущенным сказуемым (В комнате ни звука.);и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В комнате не слышно ни звука.).При повторении частица ни выступает в роли повторяющегося сочинительного союза. (В комнате не слышно ни шорохов, ни других звуков.)

«__» Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий. Сравним: какой-то, куда-то (постфикс) – Я-то знаю, куда надо идти (частица).

«__» Не являются частицами постфиксы -ся (-сь), –то, -либо, -нибудь и приставки не и ни в составе отрицательных и неопределённых местоимений и наречий, а также причастий и имен прилагательных независимо от слитного или раздельного написания.

 

 

Рассмотрим материал урока, заполнив таблицу.

 

Заполните правую колонку таблицы по материалам параграфа 68 (с. 167–170).

Частицы

Смысловые (модальные)

Частицы

1. Вопросительные:.

2. Восклицательные:.

3. Указательные:.

4. Сомнение:.

5. Уточнение:.

6. Выделение, ограничение:.

7. Усиление:.

8. Отрицательные:

 

 

Проанализируем роль смысловых частиц в тексте упражнений 409 (устно). Обратите внимание на изменения в порядке слов при использовании их в речи. Проговорите вслух предложения, пользуясь образцом:

 

Ты написал домашнее сочинение? – Написал ли ты домашнее сочинение?

 

Письменная работа по упражнению 411.

Обратите внимание на постановку знаков препинания при прямой речи.

 

 

Обобщающий тест.

Выполняя тест, запишите ответы по образцу: 1а. 2а. 3а. 4а.

Отправьте ответы учителю в сообщении.

 

1. Какие из отмеченных цифрами слов не являются частицами?

А между(1) тем(2) заря разгорается; вот(3) уже(4) золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и(5) тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон(6) за(7) рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на(8) горе.

Как(9) вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны!

а) 1,2,3,4,5,7,8; г) 1,5,7,8;

б) 1,2,5,7,8,9; д) 1,2,5,7,8;

в) 1,2,5,6,7,8; е) ни один вариант не является верным.

2. В каком из предложений как является частицей:

1. Как роскошно струилась река! 2. Как ты сюда пробрался, расскажи-ка?! 3. Как нам быть с тобою, милый, как прожить, мне скажешь ты? 4. Я видел, как Алексей спустился по лестнице час назад. 5. Доложи, как же мы жить-то будем?

а) 1, 3; г) 3;

б) 1; д) 1, 4;

в) 1, 3, 4; е) ни в одном из предложений как не является частицей.

3. В каком из предложений используется частица, при помощи которой глагол приобретает форму повелительного наклонения:

1. Что бы вы ни делали, чем бы вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. 2. Всем хотелось, чтобы поскорее наступали каникулы. 3. Да здравствует мир на земле! 4. Пусть будет светлое и чистое небо над нами!

а) 1; г) 2;

б) 1, 2, 3; д) 1, 2, 3, 4;

в) 3, 4; е) правильных вариантов ответа нет.

4. В каком из предложений используются частицы, придающие глаголу форму сослагательного наклонения?

1. Пускай же солнца ясный лик отныне радостью блистает… 2. Вот бы с ними потанцевать бы под волынку и под бубен гулкий! 3. Мне опять пришли в голову её злосчастные слова: «Пусть умирает». 4. Что за аромат! Куда уж тебе!

а) 1, 4; г) 2;

б) 1, 3; д) 1;

в) 2, 4; е) 1, 2, 3, 4.

 

Подведём итоги урока, применив приём «Шкатулка»

 

«Заполните» шкатулку, положив в неё ту информацию из изученного на уроке материала, которая пригодится в будущем.

 

Информация о домашнем задании: §68. Упражнение 417.

Если по итогам урока остались вопросы и что-то вам не ясно, посмотрите видео по теме «Смысловые частицы»

https://www.youtube.com/watch?v=lONw6vNq0Rs

 

 

Словарный диктант (проверьте себя).

Чемпион по плаванию, предварительный расчет, масса тела, тренировать спортсмена, победили в кроссе, группа лыжников, выровненное поле, гимнастический снаряд, ориентироваться на местности, по прибытии поезда, претендовать на победу, присутствовать на соревнованиях, потерпеть поражение, бросить с разбегу, сложный период.

Урок 109. Смысловые частицы

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru