Наши задачи:
знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни–ни;
уметь различать на письме частицу ни, приставку ни-; союз ни–ни;
уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний;
развивать стремление к речевому самосовершенствованию.
Прочитайте данное предложение и ответьте на приведённые вопросы.
Любуясь деревом ли, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни. (Ф. Нестеров.)
– Какие частицы использует автор в данном предложении?
– Почему в слове никогда пишется ни, а не не?
– Расскажите о правописании ни с местоимениями.
– Для чего служит частица ни?
Изучение нового материала.
Работа с материалом учебника (параграф 73) на странице 179
– Когда частица ни стоит при однородных членах предложения, она превращается в соединительный союз ни–ни. Приведите примеры.
– Как же отличить частицу не от частицы ни?
Данные частицы отличаются по значению: не – отрицает значение слова или придаёт ему противоположное значение; ни – усиливает отрицание или утверждение.
Запись словосочетаний
Практическая работа.
Задание.
Составьте с данными словосочетаниями предложения.
во что бы то ни стало, как ни в чём не бывало.
Выполните упражнение 449.
Творческая работа.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу имена прилагательные с не. Объясните постановку или отсутствие запятой перед союзом и.
Старая усадьба
Я возвращался домой и забрел в какую-то … усадьбу. … солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись … вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные … стены. Я легко перелез через … изгородь и пошёл по этой … аллее. Еловые иглы на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на … вершинах кое-где дрожал … золотой свет и переливал радугой в … сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут … запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались … тени.
Найдите и прочитайте этот отрывок в подлинном виде из рассказа А. П. Чехова, отметьте различия.
Контроль знаний (на оценку)
Выполните онлайн тестовое задание. Результат сфотографируйте или сделайте скриншот экрана и отправьте учителю.
https://onlinetestpad.com/ru/testview/273606-chasticy-pravopisanie-chastic
Подведём итоги.
Приём «Телеграмма»
Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.
Домашнее задание: §73. Упр.450.