Цели урока:
Вступление
На сегодняшнем уроке работать мы будем с текстом рассказа Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Характерный скрипучий крик коростеля «крэк – крэк» в мае – июне вечером и ночью несется со всех лугов или полей. Увидеть коростеля очень трудно. От преследования он уходит пешком и взлетает крайне редко.
Убить –
1. Лишить жизни.
2. Перен. Привести в полное отчаяние, в состояние безнадежности.
3. Перен. Уничтожить, подавить.
4. Потратить, израсходовать.
В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово «убил»?
Художественное чтение рассказа.
Прослушайте художественное чтение текста рассказа В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
https://www.youtube.com/watch?v=Enty7rT4N6s
Лингвистический анализ текста.
Проверь себя: в бессмысленности убийства живого существа; в ответственности человека за свои поступки; в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим.
Анализ первой части. Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.
(Словарь: бочажина – местн. глубокая лужа, яма с водой. Тальник – кустарниковая ива.)
Проверь себя: подчеркивают, что птица еще жива и из последних сил старается спастись
Проверь себя: сравнение с гончей собакой: потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное, «слепой от погони, охотничьей страсти». Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не имеющий отношение к человеку, подчеркивается, усиливается риторическим восклицанием «Берегись тогда, живая душа!». Яркий контраст: маленькая беспомощная птица – «захлестал сырым удилищем».
Проверь себя: птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась». Выбор морфологических средств делает картину смерти более ёмкой.
Словарь: Литовка – распространенный вид косы, сельскохозяйственного орудия для срезания травы, злаков.
Проверь себя: когда мальчик с чувством непоправимой вины смотрит на мёртвое тельце, а потом руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу.
Проверь себя: подчеркивают беззащитность маленькой жертвы рассказчика, усиливают чувство раскаяния, что загубил живую душу.
Анализ второй части. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.
Проверь себя: показывают чувство признательности птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке».
Проверь себя: нет. «И каждый год вот так. Томлюсь и жду я коростеля…»
Проверь себя: словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему кажется, что если увидит, то почувствует прощение от птицы.
Анализ третьей части. История трудной жизни коростеля.
Проверь себя: сравнивает с об отношением к коростелям во Франции. Там эту птицу боготворят, почитают, в честь неё устраивают праздники, отдавая дань её мужеству. Коростель в одном из французских городов издавна считается священной птицей, он изображен на гербе города и за его смерть в средневековье казнили.
Анализ четвертой части. Муки совести.
К сожалению, жизнь не имеет черновиков, «дублей», как в кино. Все набело, навсегда, не вычеркнуть, не стереть, не исправить.
Об этом предупреждает нас и поэт Н. Новиков:
Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна.
И в обратный отправляясь путь,
Все равно не вернешься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна:
Можно в те же вернуться края,
Но вернуться назад невозможно.
Домашнее задание: прочитать рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка».