Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цели урока:

  • уметь определять способы создания образов с помощью художественных средств.
  • уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, переносить знания в новые ситуации;
  • воспитывать в себе качества человечности, чуткости и гуманности, принципиальности и самокритичности, ответственности за свои поступки;

 

Вступление

На сегодняшнем уроке работать мы будем с текстом рассказа Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

  • О чем, по вашему мнению, может пойти речь в рассказе под таким заголовком?
  • Что обозначает имя существительное в заголовке?
  • Что вы знаете об этой птице?
  • Найдем значение слова «коростель» в толковом словаре (Коростель, или дергач, - быстро бегающая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве).
  • Обратите внимание на иллюстрацию с изображением коростеля. Какого цвета его оперение?

Характерный скрипучий крик коростеля «крэк – крэк» в мае – июне вечером и ночью несется со всех лугов или полей. Увидеть коростеля очень трудно. От преследования он уходит пешком и взлетает крайне редко.

  • О чем спрашивает себя автор? Выясним, какое толкование слова «убить» дается в словаре.

Убить –

1. Лишить жизни.

2. Перен. Привести в полное отчаяние, в состояние безнадежности.

3. Перен. Уничтожить, подавить.

4. Потратить, израсходовать.

 

В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово «убил»?

 

Художественное чтение рассказа.

Прослушайте художественное чтение текста рассказа В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

https://www.youtube.com/watch?v=Enty7rT4N6s

 

Лингвистический анализ текста.

 

  • Докажите, что перед нами текст.
  • Какова тема рассказа?
  • Как вы думаете, почему герой рассказа, человек уже взрослый и много повидавший за свою жизнь, не может забыть того, что произошло много лет назад, и воспоминание это для него мучительно?
  • Какова основная мысль рассказа?

 

Проверь себя: в бессмысленности убийства живого существа; в ответственности человека за свои поступки; в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим.

 

Анализ первой части. Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.

 

  • Обратимся к экспозиции рассказа (ранняя осень, небольшая бочажина, поросшая тальником). С помощью диалектизмов передается колорит местности.

(Словарь: бочажина – местн. глубокая лужа, яма с водой. Тальник – кустарниковая ива.)

  • Завязка, развитие действия дается в нескольких предложениях. Тут же кульминация: «захлестал сырым удилищем».
  • Коростели обычно быстро уходят от погони. А как автор передает беспомощность этой птицы?
  • Почему в первом описании птицы преобладают глаголы?

 

Проверь себя: подчеркивают, что птица еще жива и из последних сил старается спастись

 

  • Почему беспомощность птицы не остановила рассказчика? Какие выразительные средства использует автор, описывая себя в момент погони? В чём его сходство с Васюткой и рассказа «Васюткино озеро»?

 

Проверь себя: сравнение с гончей собакой: потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное, «слепой от погони, охотничьей страсти». Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не имеющий отношение к человеку, подчеркивается, усиливается риторическим восклицанием «Берегись тогда, живая душа!». Яркий контраст: маленькая беспомощная птица – «захлестал сырым удилищем».

 

  • Есть ли глаголы в описании мертвой птицы?

 

Проверь себя: птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась». Выбор морфологических средств делает картину смерти более ёмкой.

 

  • Какое чувство у нас вызывает описание мертвой птицы? Как оно усиливается? (Описание мёртвой птицы вызывает чувство жалости и сострадания. Усиливается это чувство, когда мы узнаём, что у коростеля не было одной лапки: он лишился её летом, попав под литовку. Тем более такая птица нуждается в защите!)
  •  

Словарь: Литовка – распространенный вид косы, сельскохозяйственного орудия для срезания травы, злаков.

 

  • Кульминация действия приходится на момент гибели птицы. А «кульминация чувства»?

 

Проверь себя: когда мальчик с чувством непоправимой вины смотрит на мёртвое тельце, а потом руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу.

 

  • Обратите внимание на словосочетания «выгребать ямку», «загубленную живность». Какова их роль?

 

Проверь себя: подчеркивают беззащитность маленькой жертвы рассказчика, усиливают чувство раскаяния, что загубил живую душу.

 

Анализ второй части. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.

 

  • Какие слова использует автор в разных частях рассказа, чтобы показать чувство вины?

 

  • Какова роль восклицательных предложений «Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!»

 

Проверь себя: показывают чувство признательности птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке».

 

  • Действительно ли все в порядке в душе героя рассказа?

 

Проверь себя: нет. «И каждый год вот так. Томлюсь и жду я коростеля…»

 

  • Почему же каждый год с нетерпением и виной ждет автор прилета коростелей?

 

Проверь себя: словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему кажется, что если увидит, то почувствует прощение от птицы.

 

Анализ третьей части. История трудной жизни коростеля.

 

  • Почему так подробно рассказывает автор о коростеле как виде? Каково назначение этой части?
  • Выделите ключевые слова, показывающие трудную жизнь коростелей.

 

  • Как еще раз подчеркивается бессмысленность и жестокость поступка мальчика?

 

Проверь себя: сравнивает с об отношением к коростелям во Франции. Там эту птицу боготворят, почитают, в честь неё устраивают праздники, отдавая дань её мужеству. Коростель в одном из французских городов издавна считается священной птицей, он изображен на гербе города и за его смерть в средневековье казнили.

 

Анализ четвертой части. Муки совести.

  • Почему автор заканчивает рассказ по сути одним и тем же вопросом «…зачем я убил коростеля? Зачем?»
  • Над какими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

 

К сожалению, жизнь не имеет черновиков, «дублей», как в кино. Все набело, навсегда, не вычеркнуть, не стереть, не исправить.

 

Об этом предупреждает нас и поэт Н. Новиков:

 

Никогда ничего не вернуть,

Как на солнце не вытравить пятна.

И в обратный отправляясь путь,

Все равно не вернешься обратно.

Эта истина очень проста,

И она, точно смерть, непреложна:

Можно в те же вернуться края,

Но вернуться назад невозможно.

 

Домашнее задание: прочитать рассказ В.П. Астафьева «Белогрудка».

Урок 82. Внутрипредметный модуль "За страницами учебника литературы"
Виктор Петрович Астафьев. Рассказ "Зачем я убил коростеля?"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru