Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формировать умение выстраивать схему текста-повествования;

уметь использовать глагольные формы прошедшего времени и совершенного вида;

вырабатывать умение придавать тексту выразительность;

продолжить работу по овладению учащимися орфографическими умениями и навыками.

 

 

- Сегодня мы будем готовиться писать рассказ по данному сюжету.

Вспомним, что рассказ должен состоять из трех частей: вступление, основная часть и заключение.

- По какой схеме строится сюжет рассказа?

 

(Ответ: завязка – развитие действия – кульминация – развязка - заключение).

 

Сегодня мы с вами узнаем ещё одно новое для вас понятие: обрамление к рассказу.

 

- Что это такое? Как вы думаете?

 

(- это часть композиции рассказа. Оно включает (словно окантовывая) иные элементы повествования. Одна, несколько единиц объединены, включены в самостоятельную рамку).

 

- Также нам необходимо обдумать, от чьего лица будет вестись повествование.

 

Вы сталкивались с этим понятием на уроках литературы, когда знакомились с произведением М. Горького «Старуха Изергиль»: «Легенда о Данко». –

 

- Сколько у нас рассказчиков в этом произведении?

 

Это приём в литературе часто называют «рассказ в рассказе». У вас на листочках имеются возможные варианты обрамлений к рассказу. Прочитаем их.

 

Вы можете выбрать любое понравившееся вам обрамление или же придумать своё.

 

Работа по теме урока.

 

Теперь откроем учебник на странице 179 упр. 446. Прочтём задание.

 

- Правильно ли поступил герой? Как бы вы поступили на его месте?

-Расскажите о случае, который вы будете описывать.

-Опишите рассказчика.

-Что в рассказанном особенно привлекло ваше внимание?

-Чем вы начнете рассказ? Чем закончите?

- Считаете ли вы необходимым ввести описание ножичка? Показать, как Витьке было трудно с ним расставаться? Нужно ли ввести диалог в рассказ?

-От чьего лица будете вести повествование?

- Как вы озаглавите текст?

 

Практическая работа над будущим сочинением.

 

Рассмотрим сочинение одного нерадивого ученика. Попробуем помочь ему и дадим советы.

 

Эту историю мне расказал один друг:

- Папа подарил мне ножичик. Красивый такой. В школе я увидел, как Петька снигиря мучил. Жалко мне его стало и я поменял снигиря на ножичик и отпустил его на волю.

 

Начнем мы с вами с исправления орфографических и пунктуационных ошибок.

 

Рассмотрим данное сочинение как рассказ. Чего в нём не хватает? Нет ли неполных, недостающих фрагментов, мешающих пониманию данного текста? Какими частями можно было бы дополнить рассказ?

 

Работа над планом сочинения.

 

Прочитайте. Какая часть из прочитанного является введением к рассказу? Что в нём говорится? О чём может быть последующий рассказ?

 

После этой истории его семья скоро переехала за границу, а мы как-то со временем забыли о маленьком одиноком мальчике. И вот недавно я увидел на выставке за рубежом один удивительный ножик, который возродил былые времена. На какое-то время я почувствовал себя снова маленьким мальчиком, но иллюзия быстро исчезла – и я отправился по своим делам.

Когда я был маленьким, жил с нами по соседству мальчик, которого звали Витя. Его папа часто пропадал из дому, поэтому мальчик ходил грустным. Мы старались как-то развеселить друга, но он постоянно грустил…

Только в тот день мы узнали, кем был его папа. Этот неприметный человек был известным путешественником, ученым, который побывал во многих странах. Он изучает культуру различных народов, а потом делится своими знаниями с окружающими…

 

Итак, возьмём части рассказа и составим их согласно композиции. Прочитаем, что у нас получилось. Попробуем нарушить композицию рассказа. Что изменилось?

 

Вывод: Таким образом, можно сделать вывод, что композиция очень важна для текста, а чтобы её не нарушить, необходимо составить план.

План будет сложнее, чем при описании предмета или действия, он включает в себя больше пунктов, чем включал бы при простом описании. Прежде всего, необходимо развёрнутое вступление, в котором бы пояснялось, кто рассказчик, когда и в каких условиях, о чём будет дальнейшее повествование. Следом за введением обычно идёт основная часть рассказа, передающая суть повествования. Но она тоже должна иметь определённые части, чтобы быть достаточно интересной читателям, слушателям. Рассказ должен включать в себя вводную часть (пролог), основную часть: завязку, кульминацию и развязку, эпилог (вывод). После того как рассказ будет закончен, следует завершение или вывод всего сочинения, в котором передаётся чувство автора, его эмоции и отношение к рассказанному.


План рассказа по данному сюжету может выглядеть следующим образом (запишите тетради).

 

План рассказа:

      1. Пролог (Введение). Описание рассказчика, тема дальнейшего повествования.
      2. Основная часть:
  1. Завязка.
  2. Развитие событий.
  3. Кульминация.
  4. Развязка.
      1. Эпилог (заключение).

 

- Как может быть реализован план сочинения-рассказа с обрамлением к рассказу?

 

Рассмотрим этот приём на примере одной работы, которая дана в качестве образца. Обратите внимание, обрамление выделено другим цветом.

 

Образец сочинения.

 

Когда я был маленьким, жил с нами по соседству мальчик, которого звали Витя. Его папа часто пропадал из дому, поэтому мальчик ходил грустным. Мы старались как-то развеселить друга, но он постоянно грустил. Но однажды Витя прибежал к нам с радостными криками, а в руках у него был небольшой, аккуратный ножик. Такого чудесного ножика мы никогда не видели: на нем были какие-то странные буквы, рисунки и украшения. Когда у Вити спросили, откуда ножик – он немного расстроился, но потом заулыбался. Оказалось, что ножик подарил Вите папа.

Только в тот день мы узнали, кем был его отец. Этот неприметный человек был известным путешественником, ученым, который побывал во многих странах. Он изучает культуру различных народов, а потом делится своими знаниями с окружающими. Замечательный ножик папа специально для Вити привез из Индии. Мы долго не могли поверить рассказам, но наши родители скоро подтвердили все истории нашего маленького друга. С этого момента мы поняли, почему так грустил Витя. Просто его папа так часто пропадал из дому, что малыш рос один.

Чего только не предлагали ребята в обмен! Но Витя и слушать не хотел. Для него он был самой дорогой вещью. Еще бы! Любой мальчишка был бы рад иметь такой.

Витин ножик складывался и становился маленьким, таким, что легко помещался в карман мальчишеских штанов. Но, несмотря на небольшой размер, он имел несколько специальных приспособлений, необходимых в полной приключений жизни уважающего себя пацана. Ручка ножика была украшена какими-то замысловатыми узорами. Когда мы смотрели на них, то представляли себе, что он принадлежал какому-то таинственному герою, а эти рисунки обозначают тайные знаки.

Витя всегда носил нож с собой. Он чинил им карандаши для девчонок. И теперь каждая подходила к Вите, неся свой карандашик, который часто ломала специально. Только бы Витя подточил его своим замечательным инструментом. Мы тоже находили какие-нибудь дела, где был необходим подарок Витиного папы. Один Петька никогда не просил Витю ни срезать ветку, ни подточить карандаш. Он лишь издали смотрел на ножик. Но мы все знали, как ему хочется иметь такой же.

Однажды в школе Витя увидел в руках Петьки снегиря, к лапке которого была привязана нитка. Петька то отпустит снегиря, то опять притянет к себе. Снегирь был измучен. Он весь нахохлился, старался сесть поудобнее или улететь подальше от мучителя. Но Петька тут же дергал нитку, и снегирь начинал беспомощно махать крыльями и чуть ли не камнем падал вниз.

Витя смотрел на мучения снегиря. Потом подошел к Петьке:
- Зачем ты его мучаешь? Ведь он может так погибнуть!
- Ну и что! Мне-то какое дело. Одним больше, одним меньше. Зато смотри, как он забавно машет крыльями, когда я начинаю тянуть его к себе.

И Петька дернул за нитку. Снегирь, который только что взлетел на шкаф и начал приводить в порядок свои перышки, упал, но быстро замахал крыльями, пытаясь снова взлететь. А Петька тянул его к себе и смеялся над беспомощностью бедной птицы.
- Отпусти его, - сказал Витя. Но Петька только усмехнулся на его слова.
- Давай меняться, - предложил вдруг Витя.
- На что? – в глазах Петьки мелькнул интерес.
- На ножик.

Витя вытащил из кармана свой подарок. Мы все замерли. А Петька, недолго думая, протянул Вите снегиря. Обмен состоялся. Витя тут же снял нитку с лапки птицы, влез на подоконник и открыл форточку. Снегирь оглянулся и выпорхнул на улицу. Позже мы узнали, что отец Вити одобрил его поступок. А вскоре Витя пришел в школу с другим ножиком, еще лучше первого. Это отец сделал ему новый подарок за благородство и сочувствие.

После истории с ножиком семья скоро переехала за границу, а мы как-то со временем забыли о маленьком одиноком мальчике. И вот недавно я увидел на выставке за рубежом один удивительный ножик, который возродил былые времена. На какое-то время я почувствовал себя снова маленьким мальчиком, но иллюзия быстро исчезла – и я отправился по своим делам.

 

Самостоятельное написание рассказа.

 

Приступаем к работе над сочинением. Следуйте рекомендациям урока, не отходите от плана сочинения.

И тогда у вас всё получится.

 

 

Домашнее задание: дописать сочинение и отправить учителю на проверку.

Урок 117. Сочинение-рассказ по данному сюжету.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru