Задачи урока:
1. достичь понимания такой истины как необходимость прислушиваться к советам взрослых.
2. достичь понимания смысла жизни на основе рассказов.
3. достичь понимания философского смысла произведений.
4. развивать общеучебные умения: слушать советы взрослых, внимательно читать, запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, применять полученные знания на практике.
Сегодня мы будем учиться писать сочинение по произведениям литературы, которые изучили на прошлых уроках.
Это задание очень сложное и может быть задано по всем предметам.
Оно требует от учеников владение изученными материалами, умения пользоваться ими, умения анализировать, сравнивать, делать выводы. Частично этому научились на уроках русского языка, когда писали сочинения по картинам художников, рассуждали по какому-то вопросу (например: о происхождении дней недели), когда придумывали рассказ о каком-то событии из жизни.
Но такое задание по литературе потребует от вас умение соединять в одной работе и описание, и повествование, и рассуждение.
Мы проделаем такую работу, опираясь на произведения В.П.Астафьева. И выберем для примера один рассказ.
Подготовка к написанию сочинения
А сейчас проверим, насколько внимательно вы читали рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение по этому произведению.
Практическая работа
Вспомните этапы работы над сочинением. Восстановите последовательность этапов работы над сочинением.
Для того, чтобы в работах не было содержательных (фактических) ошибок, нужно хорошо знать сюжет произведения.
Сюжетная линия – это ряд событий, происходящих с одним героем. В этом произведении две сюжетные линии.
Первую вспомним, опираясь на вопросы:
А какая вторая? Это внутренний, душевный, мир героя, то, как он изменился, что стал понимать после приключений в тайге.
Например, кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать? Он стал больше ценить материнскую любовь и заботу.
Приступим к написанию плана сочинения.
План (примерный):
I. Васютка — главный герой рассказа «Васюткино озеро».
II. Становление характера мальчика:
III. Почему озеро названо именем Васютки?
- План составлен. Какой следует этап работы?
Многие уже догадались? –
Подбор материалов к пунктам плана сочинения (эту часть урока мы опустим, так как подробно разбирали произведение на уроках)
Рекомендации:
- Подумайте, о каком герое и какого произведения хотите написать, что именно в характере героя вас привлекло, что заставило задуматься?
- Если затрудняетесь с выбором героя и произведения для своего сочинения, воспользуйтесь предложенным материалом урока.
- Не превращайте сочинение в пересказ!
- Вы должны показать своё впечатление от прочитанного и позицию автора.
- При оформлении черновика нужно оставлять просвет между строчками. Это даст возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания.
- Не забывайте пользоваться планом.
- Пользуйтесь орфографическим словарём.
И вот, когда черновик готов…
- Прочитайте написанное, проверьте, используя орфографические словари.
Домашнее задание: допишите сочинение и отправьте учителю на проверку.