Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

познакомиться с жанром рассказа на основе изображенного;

знать особенности «рассказа на основе изображенного (по воображению)», понятие «композиция рассказа»;

формировать умение составлять рассказ на основе изображенного.

 

 

Ребята в основе рассказа лежит какой-то случай, эпизод. Вспомните, мы недавно писали сочинение «Как я испугался». Какой случай (эпизод) лёг в основу этого рассказа?

 

Сегодня на уроке мы с вами тоже будем составлять рассказ, а основой этого рассказа будет эпизод, запечатлённый О.В. Поповичем «Не взяли на рыбалку».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ рисунка.

 

Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- Где и когда происходит действие, изображённое на рисунке?

В деревне, так как нам отчётливо виден забор,

на котором висит глечик – деревенская посуда;

летом (зелёная трава, цветут цветы, одежда), скорее всего утро

(иначе не стоит отправляться на рыбалку).

- Как художник показал, что отец и старший брат собрались на рыбалку?

Отец несёт одной рукой две удочки, а другой – сумку,

вероятно, с провиантом; на спине у него рюкзак, наверное,

с рыболовными принадлежностями. В руках старшего мальчика удочка

и на спине рюкзак, видимо, с его собственными снастями.

- Как показано на рисунке, что рыбаки уходят?

Они показаны в движении, обращены спиной к малышу;

старший брат гордо подняв голову шагает за отцом.

- Кто, по-вашему, главный герой картины?

Малыш. Он изображён в центре картины.

- Как вы думаете, сколько ему лет?

Мальчику от 4 до 5 лет. Он мал ростом.

- Как вы догадались, что малыш готовился к рыбалке?

В руках у мальчика удочка, а на земле лежит его ведёрочко с червями.

- Какое настроение у малыша и почему?

Настроение у малыша грустное, плохое. Он очень обижен,

огорчён, потому что его не взяли на рыбалку.

- Как художник показал огорчение малыша?

Малыш уронил от обиды ведро, один конец удочки касается земли,

он закрыл лицо одной рукой, чтобы вытереть слёзы.

Он стоит в растерянной позе, закрыв глаза рукой, надул губы.

У него рыжие взъерошенные волосы,

жёлтая в красную полосочку рубашка и коричневые шорты.

- Почему малыша не взяли на рыбалку?

Он ещё маленький, устанет, может упасть в реку.

- Кто наблюдает за малышом?

Девочка, наверное, его сестра. Она стоит рядом с ним,

пытается уговорить его найти себе другое занятие,

например, помочь ей собрать цветы для венка.

- Нравится ли вам этот рисунок? Чем?

На ней показан очень симпатичный малыш.

Мой братишка, когда обидится, очень похож на него.

А мне нравится, как художник изобразил обиду малыша.

- Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?

Эта история, наверное, началась вечером, когда малыш случайно услышал,

что старший брат и отец собираются на рыбалку.

Он тоже захотел пойти с ними и побежал в огород копать червей.

 

Словарно-стилистическая работа.

 

Обратите внимание на слова и их написание. Они могут быть вам полезны в письменной работе.

 

Рыбалка – рыболов – рыбак - рыболовные принадлежности (снасти);

Удочка - удить (рыб);

Червяк - (накопать червей);

Банка - (жестяная банка);

Рюкзак, плетень (забор);

Малыш - (маленький мальчик);

Расстроен, огорчён, обижен;

Обида – обидеться – обиделся - обиженный;

Огорчение – огорчиться – огорчился - огорчённый;

Бежать вдогонку - догонять - догнать;

Рыжие волосы;

Светло-зелёная травка;

Рисунок, картина;

Художник, О.В.Попович;

Фигура, поза, краски, цвет, композиция.

 

Литературно-театральная минутка.

 

- А теперь попробуем оживить эту картину: обыграть то, что произошло накануне вечером, что происходит сейчас и что случится потом. В этом поможет нам рассказ по картине «Не взяли на рыбалку», который вы затем напишете дома.

 

Какие артисты участвуют:

Малыш -….

Отец-….

Старший брат-…

Сестра-…

Автор-…

 

Задача автора состоит в том, чтобы ввести слушателей в круг тех событий, которые происходили вечером, описать то, что изображено на рисунке (природу, героев, их настроение).

 

У меня получился вот такой рассказ.

 

Однажды вечером, когда вся семья собралась ужинать, отец вышел на крыльцо. Он посмотрел на небо. Там не было ни одного облачка. Солнце уже начинало садиться. Отец подумал о том, что было бы неплохо сходить утром на рыбалку. Он вошёл в дом. Дети уже сидели за столом. Отец подошёл к старшему сыну и сказал…

- Коля, пойдём завтра ловить рыбу?

- Пойдём, я после ужина накопаю червей.

Маленький Андрюша, когда услышал о рыбалке, выронил ложку и быстро выпалил:

- И я с вами.

Отец улыбнулся и ничего не ответил. Андрюша стал просить старшего брата взять его на рыбалку. Малыш так долго просил и клянчил, что Коля не выдержал и пообещал взять его.

- Ладно, возьмём тебя, если ты рано проснёшься.

Андрюша побежал в огород, накопал червей, приготовил удочку и лёг спать.

Наступило утро. День обещал быть хорошим. Малыш проснулся от какого-то шума. Он открыл глаза и увидел, что отец и брат уже около забора. Андрюша быстро встал, оделся, схватил удочку, ведёрко и побежал вдогонку за рыбаками.

- Папа, подождите, я с вами. Посмотрите, каких я червей накопал!

- Не, сынок, ты ещё маленький. Подрастёшь – тогда и будешь ходить с нами на рыбалку. Оставайся дома.

- Андрюша, не обижайся, мы возьмём тебя на рыбалку в другой раз.

Малыш очень обиделся. Он стоял, вытирая слёзы рукой. К нему подошла сестра и сказала…

- Андрюша, пойдём играть!

А он так обиделся, что даже ничего не слышал. Он шептал про себя…

- Зря старался. Я столько трудился, а они… не взяли.

- Андрюша, пойдём вместе со мной цветы собирать. Я тебе венок сплету.

- Андрюша согласился. А вечером радостно встретил отца и брата с рыбалки.

 

Составление рассказа.

 

- Ребята, я предлагаю вам сочинить свои рассказы по заданному сюжету, выступить в роли писателя. Однако прежде чем писать рассказ, автор должен знать законы его построения. Давайте вновь вернёмся к тексту моего рассказа.

- Вспомните, о чём говорил автор в самом начале своего выступления?

Он рассказал о том, что однажды вечером,

когда вся семья села ужинать, отец

и старший брат договорились идти утром на рыбалку.

- Видите. Автор начал со вступления к рассказу, описал обстановку. Вспомните, когда и как началась история, момент которой изображён на рисунке.

Маленький Андрюша узнал, что отец и брат

идут на рыбалку. Он решил пойти с ними вместе.

С этого момента завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка.

 

- Как же развивалось действие дальше? Какой диалог (разговор) состоялся между малышом и отцом?

Андрюша приготовил червей, удочку, сам рано проснулся

и просил отца взять его сна рыбалку, но отец велел ему оставаться дома.

- Каким был этот момент для малыша?

Очень напряжённым, он не ожидал, что его не возьмут на рыбалку.

 

Самый напряжённый момент в развитии действия называется кульминацией.

Малыша не взяли на рыбалку, он очень расстроился. В этой части рассказа вы подробно опишите позу мальчика, его настроение, выражение его лица.

- А как вы думаете, чем закончится действие?

Малыш вскоре забудет о своей обиде и будет весело играть с сестрой,

а когда он вырастет большим, он тоже пойдёт на рыбалку.

- Это развязкадействия.

 

Теперь, когда вы уже знакомы с особенностями построения рассказа, вы можете сами, как настоящие писатели, написать рассказ или сценарий к картине.

 

 

 

Домашнее задание: напишите сочинение-рассказ по рисунку О.В.Поповича «Не взяли на рыбалку».

Урок 161. Сочинение-рассказ по рисунку О.Поповича "Не взяли на рыбалку".

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru