Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

ОГЭ. Задание 9.1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: "Междометия - это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию".
 

Как сформулировано задание?

 

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Большого справочника русской грамматики: «Междометия — это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

 

Помните, что в сочинении должно быть не менее 4 абзацев!

1. Выдвижение своей точки зрения с цитированием высказывания или объяснение его смысла.
2. Аргумент 1.
3. Аргумент 2.
4. Вывод.

 

Прочитаем текст, по которому будем писать сочинение

(1)Друзья вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. (2) Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денёк-другой.

— (З)Рассаживайтесь! — сказал хозяин комнаты.

— (4)Пушкин, — спросил полный, неповоротливый мальчик, — ты сочинил новые стихи?

— (5)Да, Виленька, — ответил хозяин комнаты.

— (6)Ну, прочти! (7)Прочти же! — воскликнул гость.

(8) В руках у Пушкина появилась тетрадка. (9)Он перелистал её и, найдя то, что искал, громко прочёл заглавие. (10)С первых же слов друзья поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. (11)Так оно и оказалось.

(12) Пушкин читал стихи о своих товарищах, а они не сводили с него глаз. (13) Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник. (14)Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне.

(15) Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. (16)Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. (17)Он сочинял стихи и во время уроков, и по ночам, но, как ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить... (18)Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели.

(19) Ясно было, что стихотворение, посвящённое товарищам, не обойдётся без упоминания о Виленьке. (20)Все ждали, что же скажет Пушкин о злополучном поэте. (21)Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. (22)Хоть и любят, но всё равно посмеиваются. (23)Вдруг Вильгельм увидел, что Пушкин смотрит на него. (24)Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. (25)Он весь превратился в слух. (26)Но услышать ему помешали остальные слушатели. (27)Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.

(28) Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

(29) Все бросились тормошить Виленьку. (30)Ему повторяли то, что прочёл Пушкин. (31)Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу.

— (32)Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? — воскликнул он. — (ЗЗ)Ну, говори! (34)Что же ты молчишь? (35)О, как же я себя презираю! (Зб)Что я должен сделать?

(37)Глаза Пушкина горели. (38)Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. (39)Видно было, что он готов на всё.

— (40)Что я должен сделать? (41)Ну, говори!

— (42)Я тебя прощу, если ты...

— (43)Ну?

 — (44)Если ты...

— (45)Ну, говори!

— (46)Если ты ещё раз прочтёшь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин...

(48)И Виленька обнял друга.

— (49)Ах, Пушкин! — повторял он. — (50)Ведь я знаю, что ты добрый друг! (51)А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. (52)Ты и себе строгий судья... (53)А что я перед тобой? (54)Ну, прочти, прочти ещё раз! (55)Тебя можно слушать вечно, Пушкин!

(По Ю. Олеше)

* Олеша Юрий Карлович (1899-1960) — русский писатель, поэт, драматург, сатирик.

 

Алгоритм решения задания.


ШАГ 1. Пишем ВСТУПЛЕНИЕ. Раскрываем смысл высказывания своими словами.

Высказывание, взятое из Большого справочника русской грамматики, я понимаю так: междометия - это специальные слова, которые используются для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности.Докажем справедливость данного высказывания на примерах, взятых из текста Олеши Ю.К. (35 слов)

Обратите внимание:

1. при раскрытии смысла высказывания важно не повторять слова из самого высказывания. Так, в предложенном вступлении вместо словосочетания эмоциональные сигналы употреблено словосочетание специальные слова, вместо выражающие реакцию говорящего на ситуацию - которые используются для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности;

2. выражение высказывание ... я понимаю так можно заменить другими, например:высказывание ... означает следующее или высказывание ... можно истолковать так и т.п.;

3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).

ШАГ 2. Формулируем АРГУМЕНТЫ. Нужно не тольконайти предложение с междометием, но иуказать егофункцию. Предложение переписывать не обязательно, достаточно указать его номер.


Аргумент 1
Обратимся к предложению 41. В нём писатель использует междометие "ну". В данном контексте оно помогает герою - Пушкину - выразить свою реакцию на молчание друга - нетерпение. (23 слова)

Аргумент 2
Теперь рассмотрим предложение 47, которое начинается с междометия "ах". Оно сигнализирует о том, что Вильгельм искренне восхищён талантом друга. (18 слов)

Обратите внимание:

1. нужно найти предложение с междометием, указать его номер или процитировать;

2. необходимо при этом назвать функцию междометия;

3. каждый пример начинаем с красной строки;

4. начать примеры можно словами обратимся или рассмотрим.

ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД.

Таким образом, нет никакого сомнения в том, что "междометия - это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию". (17 слов)

Обратите внимание:

1. вывод можно начать с вводных слов таким образом, итак или следовательно;

2. если во вступлении вы не цитировали высказывание, то это можно сделать в заключительной части.

Помните, что в сочинении должно быть как минимум 3 абзаца!

Всего в сочинении - 93 слова (норма - не менее 70 слов)

 



А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
 

Высказывание, взятое из________________________________________________________ я понимаю так: междометия – это _______________________________________________________, которые служат для ___________________________________________________________________ и для _________________________. Докажем справедливость данного высказывания на примерах, ____________________________________________________________________________________.

Обратимся к предложению _______. В нём писатель использует междометие __________. В данном контексте оно помогает герою - _______________ - выразить _______________________.

Теперь рассмотрим предложение _______, которое начинается с междометия __________. Оно сигнализирует о том, что __________________________________________________________.

Таким образом, нет никакого сомнения в том, что ____________(цитата)______________.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru