Наши задачи:
ознакомиться с биографией и творчеством выдающегося поэта XX века, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории и героического прошлого нашей страны;
работать над выразительностью чтения стихотворного текста;
совершенствовать умение анализировать лирическое произведение.
Слово о жизни и творчестве писателя.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине. Его отец работал сельским кузнецом. Будущий поэт с хорошими результатами окончил среднюю школу, затем педагогический институт, позже – Московский институт философии, литературы и истории.
С 1941 по 1945 гг. Твардовский так же, как и Симонов, работал военным корреспондентом. Он много писал о войне, создал знаменитую поэму «Василий Теркин». После войны руководил журналом «Новый мир». Статьи и заметки Твардовского о литературе были и остаются примером писательского мастерства.
Прослушаем выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова
(следите за текстом по учебнику, с. 156–158).
https://www.youtube.com/watch?v=lCMlHLLI2eY
Анализ произведения.
ПЛАН АНАЛИЗА
1. К какому роду литературы относится это произведение (проза, поэзия, драма)?
2. Назовите тему (о чем?).
3. Выделите основную мысль (идею) текста.
4. Назовите основные черты стихотворения.
5. Особенности организации текста:
Литература и изобразительное искусство.
Рассмотрите репродукцию картины художника Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…» (с. 157).
- Кто является героями произведений Симонова и Твардовского?
- Расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного.
- Что вы знаете о годах военного лихолетья (1941–1945 гг.)?
- Какие вы прочитали произведения о Великой Отечественной войне, где героями являлись дети?
Подведём итоги.
Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и села. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма. Их матери, жены и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Все для фронта! Все для победы!».
Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В. П. Катаева «Сын полка», К. Симонова «Сын артиллериста» и других показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжелых условиях войны.
У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за не вернувшихся из боя, сгоревших в пожарах, расстрелянных, сожженных в печах фашистских концлагерей.
Домашнее задание: вопр. 1-2 стр.158,прочитать балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед».