Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цель урока:

закреплять уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.

Перед нами стоят задачи:

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрывать творческие способности и образно мыслить;
  • учиться выражать собственную позицию и аргументировать её.

Этапы урока:

  1. Этап актуализации.
  2. Структура сочинения-рассуждения.
  3. План работы над сочинением-рассуждением.
  4. Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
  5. Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
  6. Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

 

Вступление.

 

Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».

Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

 

Структура сочинения-рассуждения.

 

Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем.

 

Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.

  • Абзац – это этап пути, по которому движется наша мысль.

Сколько абзацев в сочинении-рассуждении?

  • Тезис и вывод не должны превышать треть от всего объема сочинения.
  • Сколько аргументов должно быть? Аргументов должно быть обязательно два.
  • Вывод – это обязательная часть, придающая законченный вид. В выводе содержится то, ради чего, собственно, и пишется сочинение.

 

Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите.

 

И наше сочинение будет иметь такой план

(распечатайте шаблон сочинения. Он нам ОЧЕНЬ будет полезен)

 

Шаблон сочинения

Сочинение – рассуждение

по картине Екатерины Сыромятниковой

«Первые зрители»

Вступление________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Тезис_____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Аргументы:

Во-первых, _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Во-вторых, ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

Вывод: Итак,______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы над сочинением-рассуждением.

 

Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.

Каков план работы над сочинением-рассуждением?

  1. Обсуждение темы. Называем тему (Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители»).
  2. Выдвигаем основной тезис. Нашим тезисом будет ответ на вопрос «Что увидели мальчики»?
  3. Составляем план. План нам уже известен и у каждого есть распечатанный шаблон (смотри выше).
  4. Подбираем аргументы.
  5. Пишем сочинение на черновик.

 

 

Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.

 

А теперь обратимся к картине.

Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.

Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?

 

(У каждого есть репродукция в учебнике).

 

Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.

 

Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.

 

Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».

 

Вопросы

Предполагаемые ответы

1. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление?

Передо мной картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители». Здесь есть загадка, тайна – что же изображено на картине?

2. Что изображено на картине?

Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном – лес, полянка, травка, березы.

3. Что мы видим в комнате?

Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками.

4. Кто главные герои картины?

Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната.

5. В чем особенность именно этой картины?

Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься.

6. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину?

Что изображено на картине, которая стоит на мольберте?

7. Итак, какие варианты картины есть у вас?

– там изображена ваза с ромашками;
– на картине написан пейзаж, – это вид из окна;
– мальчик рассматривает портрет.

8. Тезис.

– На картине изображён пейзаж.
– На картине изображён натюрморт.
– На картине изображён портрет мальчиков.

9. Приведите аргументы к своему тезису.

1. Художник восхищается видом из окна.
Художник живет в большом городе и хочет оставить себе на память березы, полянку, травку и лес.
2. Художник специально нарвал цветы для летнего натюрморта.
Ромашки – это любимые цветы мамы художника и он хочет подарить ей картину.
3. Мальчики – это сыновья художника, и он запечатлел их в деревне на каникулах.
Художник нарисовал своих соседей-мальчишек, которых каждый день видел в окно.

10. Каким будет вывод?

1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж.
2. Я уверен, мальчик рассматривает прекрасный натюрморт с полевыми ромашками.
3. Значит, на картине мальчик рассматривает портрет.

 

Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.

 

Рассматривая это полотно поэт Игорь Брумер написал стихотворение:

 

Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.

 

Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).

 

Перед вами шаблон нашей работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе.

 

Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).

 

Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо.

 

Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним.

Успехов!

 

 

 

Домашнее задание: Написать сочинение в черновике.

Урок 170. Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru