Цель урока:
закреплять уже имеющиеся знания, умения, навыки для построения текста-рассуждения.
Перед нами стоят задачи:
Этапы урока:
Вступление.
Сегодня мы будем разгадывать тайну картины Елены Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители».
Тема урока: сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».
Структура сочинения-рассуждения.
Структуру сочинения-рассуждения можно изобразить схематично. Мы с вами её уже знаем.
Итак, заявив тезис, мы его рассматриваем с разных сторон, высказываем аргументы. Это самая большая часть работы, недаром она называется основной. С каждым абзацем мы приближаемся к решению заявленной в нашей работе проблемы или тезиса.
Сколько абзацев в сочинении-рассуждении?
Значит, структура нашего сочинения-рассуждения – это … продолжите.
И наше сочинение будет иметь такой план
(распечатайте шаблон сочинения. Он нам ОЧЕНЬ будет полезен)
Шаблон сочинения
Сочинение – рассуждение
по картине Екатерины Сыромятниковой
«Первые зрители»
Вступление________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Тезис_____________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Аргументы: Во-первых, _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Во-вторых, ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ Вывод: Итак,______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________ |
План работы над сочинением-рассуждением.
Чтобы раскрыть тему сочинения-рассуждения логично и убедительно, необходимо использовать план.
Каков план работы над сочинением-рассуждением?
Загадка картины «Первые зрители» художницы Е.В. Сыромятниковой.
А теперь обратимся к картине.
Сейчас начинается самая интересная часть нашего урока.
Картина в картине! С таким мы сталкиваемся впервые. Каждый из вас выдвинет свой собственный тезис – что же изображено на картине, которая стоит на мольберте? Что увидели первые зрители?
(У каждого есть репродукция в учебнике).
Перед нами картина Екатерины Васильевны Сыромятниковой «Первые зрители». Это художница из Украины, член Союза Художников. Окончила Московский художественный институт имени Сурикова. Участница многих зарубежных и российских выставок. Сейчас её работы приобретены в частные коллекции, поэтому малоизвестны.
Работа с картиной. Подбор рабочих материалов к сочинению-рассуждению по картине.
Мы с вами видим одну из ранних картин художницы «Первые зрители».
Вопросы | Предполагаемые ответы |
1. Это сочинение-рассуждение по картине. Каким должно быть первое предложение, т.е. вступление? | Передо мной картина Е. Сыромятниковой «Первые зрители». Здесь есть загадка, тайна – что же изображено на картине? |
2. Что изображено на картине? | Комната художника. Она хорошо убрана. Окно открыто. За окном – лес, полянка, травка, березы. |
3. Что мы видим в комнате? | Мольберт с картиной, палитра с красками, под окном папка с эскизами. В комнате чисто и светло. У окна старинное кресло с резными ножками. Украшает комнату букет с ромашками. |
4. Кто главные герои картины? | Два мальчика, которые заглядывают в окно. Старший мальчик внимательно разглядывает картину, а младшему интересна сама комната. |
5. В чем особенность именно этой картины? | Эта картина соединяет в себе портрет, пейзаж, натюрморт. Это картина в картине. В ней есть тайна, загадка. Каждый думает, что изображено на картине, которую мы видеть не можем. Эта картина заставляет остановиться и задуматься. |
6. Какой вопрос мы задаем себе, глядя на картину? | Что изображено на картине, которая стоит на мольберте? |
7. Итак, какие варианты картины есть у вас? | – там изображена ваза с ромашками; |
8. Тезис. | – На картине изображён пейзаж. |
9. Приведите аргументы к своему тезису. | 1. Художник восхищается видом из окна. |
10. Каким будет вывод? | 1. Итак, на картине нарисован летний пейзаж. |
Итак, на картине есть пейзаж за окном, натюрморт – букет ромашек, интерьер комнаты, два мальчика. Очень хочется заглянуть за мольберт и увидеть то, что видят мальчики. Наверное, ребята живут где-то рядом. Они выбрали момент, когда художник вышел из комнаты, и подбежали к окну. Такие картины всегда привлекательны для зрителя – хочется разгадать её тайну, загадку. Ведь настоящее мастерство – это всегда тайна.
Рассматривая это полотно поэт Игорь Брумер написал стихотворение:
Картина. Комната. Мальчишки,
почти залезшие в окно.
И не читают они книжки,
и не идут смотреть кино.
Картина в комнате и краски,
и кресло мягкое в углу,
но взгляд не оторвать от сказки,
от той прекраснейшей завязки,
что расплескалась по холсту.
В картине комната и тихо,
и звука не произнести.
Мы затаим дыханье, – слышишь,
чтоб красоту не извести.
Чтоб свежесть красок не поблекла,
ещё таких сырых, живых.
Чтоб нам чудес открылась дверка,
чтоб любоваться нам на них.
Работа с черновиками сочинения-рассуждения (по шаблону).
Перед вами шаблон нашей работы. Сейчас мы приступим к заключительной части нашего урока – к написанию сочинения-рассуждения. Этот лист – черновик. Приступайте к работе.
Какие слова вы не будете переписывать в чистовик? (Вступление, Аргументы, Вывод).
Будьте внимательны! Делайте все тщательно и неторопливо.
Главное правило, если есть вообще какие-то правила творчества, – это верить себе и быть искренним.
Успехов!
Домашнее задание: Написать сочинение в черновике.