Наши задачи:
формировать умение комментировать при чтении публицистические статьи,
умение делить текст на абзацы,
умение определять главную мысль,
умение составлять простой план;
тренировать навыки выразительного чтения.
– Бывали ли с вами трудные ситуации? Как вы вели себя в это время? При ответе постарайтесь использовать пословицы «Друзья познаются в беде», «Одному не под силу – зови друзей».
– Почему, по мнению Ю. Казакова, писателю необходимо мужество (с. 201–202)?
Слово о Д. С. Лихачеве
Составьте план статьи «От автора» из книги «Земля родная» стр. 203 - 204.
- Сколько пунктов плана у вас получилось?
(Должно быть три, так как текст делится на три части, каждая отличающаяся по главной мысли).
Изучение нового материала.
Чтение статей
Разделите статьи на абзацы, составьте их план и запишите.
Статья «Молодость – это вся жизнь».
1) …
2). …
3) …
4). …
5) …
Статья «Искусство открывает нам большой мир».
1) …
2) …
3) …
4) …
5) …
Статья «Учиться говорить и писать».
1) …
2) …
3) …
4) …
5) …
6) …
7) …
8) …
9) …
10) …
11) …
- Было ли полезным для вас чтение статей Д.С.Лихачёва?
Вывод. Д. С. Лихачев советует, наказывает нам хранить чистоту языка, чтобы быть интересным собеседником, соблюдая чеховское правило: «Краткость – сестра таланта», стремясь к образности и выразительности языка; для этого надо учиться упорно и терпеливо.
Итог урока.
– Вы прочитали несколько глав из книги Д. С. Лихачева «Земля родная», которая написана в публицистическом жанре, то есть жанре, освещающем злободневные, современные вопросы нашей жизни. На что же обратил наше внимание автор?
– Как вы понимаете поговорку «Береги честь смолоду»? Почему нельзя совсем уйти от репутации, созданной в школьные годы?
– Как соединяются культуры разных национальностей в обычной жизни? Какие выставки, художественные промыслы «живут» в вашем крае?
Домашнее задание: используя советы Д. С. Лихачева, высказанные в главе «Учиться говорить и писать», подготовить устное сообщение на тему «Искусство моего родного края», записать на аудио. Работу отправить учителю на проверку.