Наши задачи:
ознакомиться с биографией писателя – представителя зарубежной литературы;
углубить знания о балладе как жанре литературного произведения;
рассмотреть на примере баллады бережное отношение к традициям предков, драматический характер баллады, изображение мужества, смелости, стойкости, верности идее, стране;
обсудить смысл названия произведения.
Слово о жизни и творчестве писателя.
Познакомиться с биографией Роберта Льюиса Стивенсона вы можете посмотрев видеоурок или прочитав статью далее в уроке.
Встретимся в разделе «Вопросы для самоконтроля»
https://www.youtube.com/watch?v=vXG5vKrWLTM
Роберт Льюис Стивенсон – английский писатель XIX в., основоположник и теоретик неоромантизма, литературный критик.
Родился Роберт в ноябре 1850 г. в Шотландии. Семья была обеспеченной. Отец и дед имели хорошее образование. Оба они были морскими инженерами, строили маяки. Томас Стивенсон (так звали отца) гордился самым значительным делом своей жизни – строительством маяка Скерривор. Мальчик с малых лет наблюдал за морем, накатывающимися широкими волнами, белеющими парусами, коварными рифами, острыми скалами. Все это позже отразится в его книгах.
Роберт Льюис был единственным ребенком в семье. Здоровье мальчика было слабым, он подолгу оставался в постели из-за гнетущей его болезни – туберкулеза.
По исполнении тринадцати лет, когда здоровье мальчика немного улучшилось, его отправили учиться в закрытую школу. В каникулы, летом, Льюису удавалось совершать путешествия по родной Шотландии – земле, которую он полюбил очень сильно. Позднее, став писателем, он посвятил родине свои рассказы, очерки, романы, стихи.
Время шло, в 1867 г. Стивенсон, по настоянию родителей, поступил в Эдинбургский университет на юридический факультет. Он отказался продолжить традицию семьи, где все мужчины становились морскими инженерами. Студенческие годы (1867–1873 гг.) были веселым временем в жизни Роберта, хотя и доставляли огорчения родственникам. Здоровье вновь напомнило о себе. Врачи предложили уехать на юг, во Францию. Во время этого путешествия юноша пишет свои путевые заметки (очерки). Природные наблюдательность и дарование, умение сходиться с людьми, свежий взгляд на разные вещи помогли ему в 1873 году начать публиковаться. С этого времени и до конца жизни Роберта Льюиса Стивенсона каждый год в печати будут появляться его произведения.
Со смертью отца изменилась жизнь сына. Стивенсон с семьей уезжает в Америку, нанимает яхту «Каско» и более полугода плавает по южным морям. Морской воздух, солнце укрепили здоровье, писатель вновь полон сил. Он понимает, что только живя ближе к экватору чувствует себя хорошо, поэтому покупает участок земли в местечке Пятиречье (Ваилим) и до конца своих дней остается жить на острове Уполу среди туземцев. Он много писал, работал физически. 13 ноября 1894 г. Стивенсону исполнилось 44 года, в его честь на острове состоялся праздник, а 3 декабря Стивенсона не стало.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и где родился Роберт Льюис Стивенсон?
2. Что вы знаете о его родителях?
3. Где учился будущий писатель?
4. Какие его произведения вы знаете, читали?
5. Где прошла большая часть жизни писателя?
Работа над понятием «баллада».
Баллада (от прованс. (фр.) ballar – плясать) – стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.
Чтение баллады «Вересковый мед» (учебник, с. 194–197).
Прочитайте балладу на стр. 194 – 197 учебника.
Размышляем о прочитанном
Устно ответьте на вопросы и задания 1–5, с. 197–198.
Дополнительные вопросы:
1. Прав ли герой баллады, пожертвовавший сыном?
2. Что вызывает у вас в душе поступок героя: возмущение или восхищение?
Учимся читать выразительно.
Послушайте выразительное чтение баллады мастером художественного слова.
Обратите внимание на то,
-. где ставится фонетическое ударение в словах,
- где чтец ставит логическое ударение (выделяет отдельные слова, придавая им значимость, подчёркивает их смысл),
- где обозначает короткие и длительные паузы (с какой целью?),
- где он повышает интонацию, а где понижает для точной передачи смысла произведения
- и т. д.
https://www.youtube.com/watch?v=KdqFT0Ycpzw
Подведём итоги.
- Понравилась ли вам баллада Р.Л.Стивенсона?
- Какой для себя урок вы почерпнули, знакомясь с произведением?
- Правильно ли поступил старик? А мог ли он иначе?
- Следует ли беречь традиции предков, пусть даже ценой своей жизни?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллады, записать своё чтение на аудио и отправить учителю на проверку;
К следующему уроку читать главу 6 из романа Д.Дэфо «Робинзон Крузо».