ОБО МНЕ
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч.
«Родина. Долг. Честь»
В 1988 году, после длительных обсуждений, была реализована идея и социально-педагогическая инициатива заслуженного учителя РСФСР Слипченко Федора Федоровича, открыта школа нового типа с новым содержанием и новым названием – мужской педагогический лицей. Именно в лицейском образовании видели «интеллектуальный потенциал России», под которым понималось формирование личности учителя-мужчины, который способен будет воспитать себе подобных граждан, ведущих здоровый образ жизни, трудолюбивых, достойных патриотов своей Родины.
На уроках авторского курса «Основы педагогического мастерства» осваивались пути совершенствования методов и приемов работы учителя, изучения нового в решении поставленных задач. Именно здесь впервые прозвучала триада: «Родина. Долг. Честь.», которая стала девизом, заповедью, руководящим правилом его воспитанников.
С той памятной даты открытия Волгоградского лицея прошло 28 лет. Выпущено 1142 человека.
Вот поэтому я, как выпускник и часть лицейского братства, считаю, что современное образование сегодня необходимо дополнить нравственным, душевным, гражданственным воспитанием.
Литература и русский язык, пожалуй, единственные в школьной программе предметы, обращенные напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Именно эти предметы воспитывают душу!
А для этого ее надо иметь самому.
Вся премудрость уроков литературы – помочь человеку познать самого себя, помочь переустраивать этот мир по законам красоты, любви, доброты. Через лучшие образцы художественного слова воспитанники учатся различать лживую честь и мнимое бесчестие, видеть истинную дружбу и тайную вражду, остерегаться губительной победы и находить уроки в поражениях, ценить опыт и не допускать ошибок.
Как жить? И зачем? Выстоять и дать ответ должен школьный учитель и прежде всего преподаватель русского языка и литературы. Задача наших уроков - уберечь ребенка, его хрупкую душу, дать ему радость познания, сделать его школьные годы счастливыми. Не случайно, учитель, поэт - бард Юлий Ким сказал с телеэкрана: «Героями нашего времени являются сейчас учителя и журналисты».
Но как быть, ведь современный ученик не хочет читать, ему интереснее путешествовать по виртуальному миру, часами «не выходить» из социальных сетей. Как завлечь ученика в прекрасный тургеневский мир, как убедить, что трагизм жизни Анны Ахматовой - это ее сила воли и непоколебимость характера. Тяжело, но можно.
Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия учителя.
Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, напрягающего одну только память, связь с жизнью и практическая направленность образования. А еще лучше, когда на уроке они меняются местами: знание возникнет в результате практической деятельности. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Самому важному нельзя обучить, но можно только научиться.
Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети очень разные. Для учителя необычайно важно дать каждому ребенку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобренный. Поражение, если скука, в лучшем случае вынужденная добросовестность… Победа, если на лицах (хотя бы на некоторых) замечаю следы радости и пусть едва различимой одухотворенности… Ради этого стоит быть Учителем.
Моя профессия не их легких, и поэтому меня радует в ней даже самая малость: и счастливая улыбка ребенка, и его неподдельный интерес к предмету, и доброе приветствие, и непритязательная крошечная игрушка, подаренная учеником от щедрости души…
МОИ УЧЕНИКИ
Место работы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Октябрьский лицей"
п.Октябрьский
Калачевского муниципального района
Волгоградской области
Учитель русского языка и литературы, технологии
Образование:
Высшее специальное
Наименование учебного заведения:
Волгоградский государственный педагогический университет
Год окончания: 1998
Специальность:
Преподавание русского языка и литературы
Наименование учебного заведения:
Волгоградский мужской педагогический лицей
Год окончания: 1993
Специальность:
Учитель физической культуры, воспитатель интернатного учреждения