Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

способствовать формированию представления о Гомере как авторе поэмы «Одиссея», непревзойденном рассказчике;

заинтересоваться рассказом о главном герое Одиссее, его полном противоречий характере, приключениях и испытаниях.

 

 

Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем

многих хитростей славных и громкой молвой

до небес вознесенный.

 

АрхеологическиенаходкиГенрихаШлимана.

 

Почти полтора века назад в Германии жил мальчик по имени Генрих Шлиман. В детстве он познакомился с «Илиадой», полюбил сказания о Троянской войне и поверил в то, что Троя существовала на самом деле. Шлиман воспитывался в бедной семье, смолоду переменил несколько профессий: служил продавцом в лавке, юнгой на корабле, не раз попадал в тяжелое положение, бывало, просил милостыню. Потом Шлиману повезло, он занялся торговлей, стал миллионером.

Шлиман никогда не забывал мечту своей юности: найти и раскопать Трою. Мечта Шлимана вызвала насмешки ученых. В те времена считали, что рассказы о Трое – чистейший вымысел. Искать Трою так же бессмысленно, говорили они, как и дворцы богов на Олимпе.

Генрих Шлиман был талантливым человеком, он много читал и вот теперь, обладая миллионами, отправился на поиски гомеровской Трои.

Он на свои деньги организовал несколько экспедиций в Грецию и на полуостров Малая Азия. Раскапывая большой холм в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгейского моря, были обнаружены разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. Итак, в 1873 году Шлиман нашел остатки города Трои, затем – остатки кремля в Микенах и в Тиринфе. Это была настоящая сенсация.

Воодушевление охватило археологов. Ученые тщательнее, чем прежде, стали изучать греческие мифы, поэмы Гомера, восстанавливая картину жизни греков в далеком прошлом. И следом за открытиями Шлимана было совершено множество других открытий. Вскоре стало ясно, что поход ахейцев на Трою действительно был! Ученые нашли большое количество надписей, в которых встречались имена героев гомеровских поэм. Затем последовали еще более удивительные находки, полностью соответствующие гомеровским описаниям: нашли кубок Нестора, ручки которого украшены изображениями голубок, распростерших крылья; шлем Одиссея, унизанный зубами вепрей; огромные щиты, покрывающие все тело, «словно башня», у Гектора и у Аякса; застежку, которая была на плаще Одиссея.

Таким образом, с помощью поэм Гомера удалось открыть крито-микенскую культуру (культуру III–II тысячелетия до Рождества Христова, центрами которой были остров Крит и город Микены), узнать о многих событиях древней истории, о том, как жили, во что верили, что любили люди Древней Греции.

 

Вопросы по содержанию поэмы «Илиада».

 

– Охарактеризуйте главных героев «Илиады» (Париса, Гектора, Агамемнона, царя Приама, Елену).

– Расскажите историю о Хрисе и Агамемноне.

– Кем был оскорблен Ахилл и как защищал он свою честь.

– Назовите богов и мифических героев, которые вмешивались в действия людей.

– Рассмотрите иллюстрацию учебника (с. 195) художника Д. Бисти и постройте устный рассказ, используя цитирование.

– Чем заканчивается поэма «Илиада»?

 

Изучение нового материала.

 

Рассмотрите ваш план отрывка «Одиссей на острове циклопов».

 

А сейчас сравните его с нашим планом.

 

1. Первый день Одиссея и его спутников на острове циклопов.

2. Жилище циклопа Полифема, его портрет.

3. Встреча с циклопом и разговор с ним.

4. Как циклоп расправился со спутниками Одиссея.

5. «Хитроумие» Одиссея в борьбе с циклопом.

6. Ослепление Полифема.

7. Одиссей и его товарищи выбираются из пещеры.

8. Мореплаватели покидают остров циклопов.

 

- Что вы не включили в свой план? Почему?

- Какой из этих эпизодов вам больше всего понравился? Чем он привлёк ваше внимание?

 

Практическая деятельность:

 

Составление «Памятки чтеца поэмы».

При чтении поэм «Илиада» и «Одиссея» вы столкнулись с трудностью произнесения этих стихотворных строк. Это связано с рядом причин. О них в памятке проговорим подробно.

 

Составляя «Памятку чтеца поэмы», надо вспомнить, что поэма относится к героическому эпосу, что она написана гекзаметром.

 

Во-первых, поэма «Одиссея» носит величественный, монументальный характер, свойственный героическому эпосу. Поэтому читать ее надо медленно, размеренно, торжественно, с некоторым пафосом.

Во-вторых, поэма написана особым размером – гекзаметром (шестистопным дактилем), который произносится несколько нараспев.

В-третьих, в тексте поэмы часто встречаются развернутые сравнения, речи героев, произносимые во время ожесточенной битвы, – все это замедляет повествование.

 

Выразительное чтение отрывка из поэмы (контрользнаний)

 

Пользуясь советами «Памятки чтецу поэмы» прочитайте выразительно отрывок из поэмы на стр. 213 – 214 от слов «Я потихоньку сплетёнными крепкими лыками…» до «Так сказав, он барана пустил на свободу».

Запишите своё чтение на аудио и отправьте его учителю на проверку.

 

Итог урока.

 

– Поэма «Одиссея» считается образцом поэзии. Она интересна читателям и необычностью слога, и неожиданной сюжетной линией, и неординарностью личности главного героя Одиссея, и теми приключениями, о которых рассказал нам автор. Читая поэму, вы переживаете и за богов, и за героев. И верите в то, что все так и было на самом деле. Все, о чем повествует автор, воспринимается как истина. Вполне в духе героического эпоса.

В заключение можно привести слова Д. С. Лихачева, пусть они прозвучат как пожелание вам, шестиклассники: «Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. Именно они дают человеку правильный и эстетичный кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость».

 

Закончите урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Оно перед вами:

1. Поэма «Одиссея» интересна тем, что...

2. В личности Одиссея...

3. Я искренне радовался...

4. Не каждый человек способен...

5. Характеризуя Одиссея как героя поэмы, я бы...

6. Мастерство автора мне видится в том...

7. На этом уроке я узнал...

8. Мне было интересно наблюдать...

 

 

Домашнее задание: читать роман М.де Сервантеса Сааведра «Дон Кихот». Главы 1 – 7.

Урок 89. Гомер. "Одиссея". "Одиссей на острове циклопов. Полифем".
Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru