Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Период - это многочленное сложное предложение, интонационно и по смыслу распадающееся на две (как правило, асимметричные) части, в первой из которых наблюдается повышение тона, а во второй - понижение.

В периоде обычно ставятся запятая и тире между частями и запятая или точка с запятой внутри частей (членов) периода. Возможны следующие случаи:

 

1. Период, в котором между повышением и понижением стоят запятая и тире, а между его членами - точка с запятой.

Пример:

Степи, которым нет конца, где всё раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собою увеличить ещё более окружающее пространство; степи, шумящие травою, почти равняющеюся ростом с деревьями; степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал и владельцы не знают настоящего количества, - эти степи увидели среди себя Чингис-хана, давшего обет перед толпами узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир (Г.).

2. Период, в котором между повышением и понижением стоят запятая и тире, а между его членами - запятые.

Пример:

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе (Л.Т.).

3. Период, в котором как между повышением и понижением, так и между его членами стоят запятые.

Пример:

Я был так весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моём лице ощущение Зинаидиных поцелуев, я с таким содроганием восторга вспоминал каждое её слово, я так лелеял своё неожиданное счастье, что мне становилось даже страшно, не хотелось даже увидеть её, виновницу этих новых ощущений (Т.);

 

Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание, данное матери, горячо им любимой, как ни хотелось ему в Багрово, в свой дом, в своё хозяйство, в свой деревенский образ жизни, к деревенским своим занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться Прасковьи Ивановны не входила ему в голову (Акс.).

Как показывают последние два примера, на стыке повышения и понижения ставится запятая в том случае, когда понижение начинается союзом (подчинительным или сочинительным).

 

Перед второй частью сложного союза еслито могут ставиться запятая и тире.

Пример:

Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись <…>, - то, значит, есть в берёзах движение, и нечего портить берёзу (Пришв.).

Источники: Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. Секреты стилистики. М. Айрис. 1996

1. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

До чтения до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают когда почка на березах лопается когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми “сон”, лилового, голубого, желтого и белого цвета когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе над самым двором, рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал!..

С.Т. Аксаков

2. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания.

Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты кто видел степь под луной  серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники  а без нее не бывает летних вечеров на шахте, словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!

Б.Л. Горбатов

Тренировочные задания

Начальный уровень: Сложное предложение с несколькими придаточными. 

 

 

                                      Виды подчинения в предложении с несколькими придаточными.

 

                                   

 

                                      Виды предложений с различными видами связи нескольких придаточных.

 

Средний уровень:     Пунктуация в сложном предложении с разными видами связи.

Тест для самоконтроля:

Выполните тестовое задание №19 ЕГЭ Вариант 1

Домашнее задание дифференцированное:

§99 (учебник: Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 - 11 классы).

На оценку «5» -

1) найти и выписать из стихотворений поэтов Серебряного века три сложные синтаксические конструкции, обозначить в них грамматические основы и объяснить знаки препинания;

2) произвести синтаксический разбор периода из произведения С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»;

3) найти и выписать из этого предложения не менее 5-и изобразительно-выразительных средств;

на оценку «4» - 2-е и 3-е задание;

на оценку «3» достаточно выполнить 2-е задание.

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru