Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формирование умения находить в тексте и различать наклонения глагола;

развивать компьютерную компетентность в работе с уроком, повысить орфографическую грамотность;

развивать навыки разграничения глаголов разных наклонений, форм и способов их образования.

воспитывать своё уважительное отношение к труду, в том числе к учебному.

 

 

Здравствуйте, ребята!

Я очень надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь. Ну что ж, я думаю, вы готовы к творческой работе!

Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

 

Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

Работа с текстом. (Текст с пропусками). Допиши пропущенные глаголы.

1. В гостях …. (пов. накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно …. (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3. Мальчики сначала …. (изъяв. накл.)девочек. 4. …. (услов. накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5. …. (повел. накл.) за столом спокойно. 6. …. (повел. накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно …. (изъяв. накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.

 

- О чём этот текст?

- Для чего мы выполняли это задание?

- Какие трудности у вас возникали в процессе работы?

- Что помогло справиться с заданием?

 

«Спринтерский забег»

 

Как хорошо вы справляетесь с темой? Узнаем в нашем соревновании.

Встаньте спортсмены. Соберите всю волю в кулак. Победа достаётся тяжёлым трудом.

 

Первая дистанция.

 

Напишите в тетради возможные формы этих глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении.

Образец: Сидеть – сижу, сидел бы, сидите.

 

НАПИСАТЬ, БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ

 

- Справились? Было легко? Не удивительно!

А теперь задачка потрудней!

 

Вторая дистанция.

 

Глаголы, как ученики, разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы условного наклонения), а третьи - решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас и поработаем. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания! Но их надо знать, т.к. они встречаются в одном из заданий на ЕГЭ.

Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Ответы запишите в тетради.

 

ЛЕЧЬ - … , … .

БЕЖАТЬ - … , … .

МАХАТЬ - … . … .

КЛАСТЬ - … , … .

ПОЛОЖИТЬ - … , … .

ЧИСТИТЬ - … , … .

 

- Вижу, кто-то выбыл из соревнований?

«Да были люди в наше время

Не все дошли, себя жалея…»

- Было трудно? А как иначе?

Последняя дистанция выявит победителей из уцелевших спортсменов. И хорошо, что теперь побеждённых не изгоняют из домов, как это делали в Древней Греции при первых Олимпийских играх. Мы за них рады и просим занять места в зрительном зале. Они будут петь песню славы победителям!

 

Третья дистанция.

 

Выполните тест «Употребление наклонений глагола в речи». Ответы запишите в тетради.

1. Глаголы в изъявительном наклонении

а) изменяются по временам;

б) не изменяются по временам

2. В каком ряду имеется ошибка в образовании времён глагола?

а) смотрю, смотрел, посмотрю;

б) побеждаю, победил, победю;

в) говорю, говорил, скажу

3. Может ли частицабы быть отделена от глагола другими словами?

а) да;

б) нет

4. Укажите пример без грамматической ошибки

а) ездию каждое лето;

б) лягте поудобнее;

в) поехайте туда зимой

5. Найдите глагол в повелительном наклонении

а) отправился бы;

б) смотрел;

в) встаньте

 

Подведём итоги.

 

Отправьте фотографию вашей работы на всех трёх дистанциях на проверку вашему учителю.

 

Вот и закончились наши соревнования. Осталось ждать заключения главного судьи.

- А пока мы ждём результаты, предлагаю вам написать синквейн на одно из слов: Глагол. Наклонение. Друзья.

 

Правила составления синквейна.

1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное : кто? что?)

2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие ( имя прилагательное : какой? какая? какое? какие?

3.Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия что делает?

4.Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?).

 

 

 

Домашнее задание: Ответьте на вопрос: «Какие из слов, часто употребляемых в речи, не являются глаголами: прошу, извините, благодарю, спасибо, пожалуйста, разрешите?»

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Задание 1. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.

  1. Рус..кий ни с меч..м, ни с калач..м не шутит.
  2. Бе.. смелости не возьмеш.. и крепости.
  3. Кто с Россией не тягался, в правых не ост..вался.

 

Задание 2.Заменить фразеологизмы близкими по значению глаголами повелительного наклонения

  1. Не вешай нос -
  2. Держи язык за зубами-
  3. Заруби на носу-
  4. Не делай из мухи слона-
  5. Возьми себя в руки -
  6. Не бей баклуши-

 

Задание 3. Грамматическое задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».

Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.

 

 

Задание 4.Самостоятельная работа. Мини-тест: Выпишите глаголы, которые пишутся с не слитно. (7)

(Не)жил, (не)здоровится, (не)лежал, (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, (не)может, (не)пустить, (не)волить, (не)разлил, (не)взлюбить, (не)завожу, (не)кормил, (не)выучил, (не)наступил, (не)годовать, (не)мечтал, (не)лечил, (не)любить, (не)замёрзло, (не)кричала, (не)был.

 

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.

1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся.

Урок 182. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru