Наши задачи:
формирование умения находить в тексте и различать наклонения глагола;
развивать компьютерную компетентность в работе с уроком, повысить орфографическую грамотность;
развивать навыки разграничения глаголов разных наклонений, форм и способов их образования.
воспитывать своё уважительное отношение к труду, в том числе к учебному.
Здравствуйте, ребята!
Я очень надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь. Ну что ж, я думаю, вы готовы к творческой работе!
Желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Работа с текстом. (Текст с пропусками). Допиши пропущенные глаголы.
1. В гостях …. (пов. накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно …. (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3. Мальчики сначала …. (изъяв. накл.)девочек. 4. …. (услов. накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5. …. (повел. накл.) за столом спокойно. 6. …. (повел. накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно …. (изъяв. накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.
- О чём этот текст?
- Для чего мы выполняли это задание?
- Какие трудности у вас возникали в процессе работы?
- Что помогло справиться с заданием?
«Спринтерский забег»
Как хорошо вы справляетесь с темой? Узнаем в нашем соревновании.
Встаньте спортсмены. Соберите всю волю в кулак. Победа достаётся тяжёлым трудом.
Первая дистанция.
Напишите в тетради возможные формы этих глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении.
Образец: Сидеть – сижу, сидел бы, сидите.
НАПИСАТЬ, БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ, ИСПЕЧЬ
- Справились? Было легко? Не удивительно!
А теперь задачка потрудней!
Вторая дистанция.
Глаголы, как ученики, разные, как и вы: одни уступчивые и мягкие (глаголы изъявительного наклонения), другие спокойные и рассудительные (глаголы условного наклонения), а третьи - решительные и требовательные (глаголы повелительного наклонения). Ох, и трудно приходится с последними! Не любят они подчиняться, трудный у них характер! Вот с некоторыми из них мы сейчас и поработаем. Будьте очень внимательны! Эти слова требуют к себе повышенного внимания! Но их надо знать, т.к. они встречаются в одном из заданий на ЕГЭ.
Образуйте от данных глаголов форму повелительного наклонения ед. и мн. числа. Ответы запишите в тетради.
ЛЕЧЬ - … , … .
БЕЖАТЬ - … , … .
МАХАТЬ - … . … .
КЛАСТЬ - … , … .
ПОЛОЖИТЬ - … , … .
ЧИСТИТЬ - … , … .
- Вижу, кто-то выбыл из соревнований?
«Да были люди в наше время
Не все дошли, себя жалея…»
- Было трудно? А как иначе?
Последняя дистанция выявит победителей из уцелевших спортсменов. И хорошо, что теперь побеждённых не изгоняют из домов, как это делали в Древней Греции при первых Олимпийских играх. Мы за них рады и просим занять места в зрительном зале. Они будут петь песню славы победителям!
Третья дистанция.
Выполните тест «Употребление наклонений глагола в речи». Ответы запишите в тетради.
1. Глаголы в изъявительном наклонении
а) изменяются по временам;
б) не изменяются по временам
2. В каком ряду имеется ошибка в образовании времён глагола?
а) смотрю, смотрел, посмотрю;
б) побеждаю, победил, победю;
в) говорю, говорил, скажу
3. Может ли частицабы быть отделена от глагола другими словами?
а) да;
б) нет
4. Укажите пример без грамматической ошибки
а) ездию каждое лето;
б) лягте поудобнее;
в) поехайте туда зимой
5. Найдите глагол в повелительном наклонении
а) отправился бы;
б) смотрел;
в) встаньте
Подведём итоги.
Отправьте фотографию вашей работы на всех трёх дистанциях на проверку вашему учителю.
Вот и закончились наши соревнования. Осталось ждать заключения главного судьи.
- А пока мы ждём результаты, предлагаю вам написать синквейн на одно из слов: Глагол. Наклонение. Друзья.
Правила составления синквейна.
1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное : кто? что?)
2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие ( имя прилагательное : какой? какая? какое? какие?
3.Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия что делает?
4.Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?).
Домашнее задание: Ответьте на вопрос: «Какие из слов, часто употребляемых в речи, не являются глаголами: прошу, извините, благодарю, спасибо, пожалуйста, разрешите?»
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Задание 1. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время.
Задание 2.Заменить фразеологизмы близкими по значению глаголами повелительного наклонения
Задание 3. Грамматическое задание: «Исправь ошибки в образовании форм глаголов».
Он всегда ложит локти на стол.
2) Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
3) Я много тренировался, думаю, что побежу в соревнованиях.
Задание 4.Самостоятельная работа. Мини-тест: Выпишите глаголы, которые пишутся с не слитно. (7)
(Не)жил, (не)здоровится, (не)лежал, (не)видит, (не)доумевал, (не)хочу, (не)ем, (не)навидит, (не)может, (не)пустить, (не)волить, (не)разлил, (не)взлюбить, (не)завожу, (не)кормил, (не)выучил, (не)наступил, (не)годовать, (не)мечтал, (не)лечил, (не)любить, (не)замёрзло, (не)кричала, (не)был.
Задание 5. Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор орфограммы.
1.Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди..ся. 2. Дело мастера бои..ся. 3. По труду и честь воздаё..ся. 4.Человек по делам узнаё..ся. 5. Надо труди..ся, не надо лени..ся.