Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цели урока:

раскрыть нравственные проблемы, поднятые писателем в повести, сделав акцент на таких понятиях, как: коллектив, толпа, изгой;

проследить, как рождается конфликт в детском коллективе, что приводит к противостоянию, как и почему становятся изгоями в детском коллективе.

развивать умение характеризовать героя, сопоставлять его поведение, давать оценочные характеристики;

воспитывать нравственные качества личности: сострадания, доброты, милосердия, умения отстаивать свою позицию убеждением, а не силой;

умения находить выходы в любой конфликтной ситуации.

 

 

Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным.

В.Железников.

 

Верю я: придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б.Пастернак.

 

У нас сегодня состоится урок по повести В.К. Железникова «Чучело»

 

Владимир Железников – имя широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», «Путешественник с багажом», «Чудак из шестого «Б», написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны, особенно после экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.

В кинофильме роль Лены Бессольцевой превосходно сыграла Кристина Орбакайте, тогда двенадцатилетняя девочка.

И сегодня мы будем говорить, а может быть, и спорить о героях этого произведения, об их поступках, о последствиях этих поступков, попытаемся найти решение проблемы жестокости в современном мире.

 

Обратимся к эпиграфам урока.

  • Как вы думаете, почему именно эти слова взяты сегодня в качестве эпиграфа?

 

Погружение в проблему.

 

Эта повесть актуальна и в наши дни, возможно даже более актуальна, чем раньше. Многие взрослые считают, что детство — это самая безоблачная, беззаботная пора.

Согласны ли вы с этим?

Не совсем... Именно в детстве вы сталкиваетесь впервые с болью, жестокостью, равнодушием.

Тогда, я думаю, нам просто необходимо разобраться в конфликте, который показал нам автор книги «Чучело».

- Кто участники конфликта?

 

Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе. – Большая советская энциклопедия.

 

Конфликт предполагает как минимум две стороны, два лагеря противостояния. Итак, с одной стороны это - Лена и её дедушка, а с другой – класс и классный руководитель.

 

Вопросы по теме «класс»

 

  1. Почему ребята в классе не приняли новенькую и почему Лену Бессольцеву зовут Чучелом?
  2. Кто дал ей это обидное прозвище?
  3. Есть ли прозвища у других ребят?
  4. И о чем это свидетельствует?
  5. Подумайте, детская жестокость – это явление временное? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человек, став взрослым, может остаться жестоким?
  6. За что одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот?

Бойкот (по словарю Ожегова) - прекращение отношений с кем-нибудь в знак протеста против чьего-нибудь поведения, поступка.

 

  1. Считаете ли вы, что вместе с классом Лену бойкотировала и классный руководитель, Маргарита Ивановна?
  2. Класс, где училась Лена коллектив? Докажите.

 

Вопросы по теме «Лена»

 

  1. Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувствами человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
  2. Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва?
  3. Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

Что такое унижение?

  1. Класс, где училась Лена толпа? Докажите.

 

Утверждение человека происходит в коллективе. Класс, где училась Лена, коллектив или толпа? Что такое коллектив и в чем его сила?

 

Обратимся к эпизоду «Сожжение чучела».

 

Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Церковники жгли тех, кто мыслил иначе. Вот и Лена была именно такой.

 

Работа над главой 11. Анализ сцены «Сожжение чучела на костре».

 

Прежде прочитаем стихотворение Юлии Друниной:

 

Я любила твой смех, твой голос,

Я за душу твою боролась,

А душа то была чужою,

А душа то была со ржою.

Но твердила Любовь, так что же

Эту ржавчину уничтожу.

Были вьюги и были штили,

А какие пожары были!

Только вот ведь какое дело,

В том огне я одна горела.

Ржа на веки осталась ржою,

А чужая душа чужою...

 

 

Словесный ряд 1.

Действия Димки

 

"— У меня спичек нет, — тихо сказал Димка... — Стоял около чучела, низко опустив голову... ссутулился и казался каким- то маленьким... он был маленький и некрепкий... упал на колени и низко опустил голову... он чирк­нул спичкой... вскочил и торопливо отбежал в сторону".

 

- Как вёл себя Димка? О чём говорит эпитет "маленький"? А какими эпитетами награждает его автор в начале повести?

- Всегда ли эпитет — украшение?

- Считаете ли вы Димку предателем? А автор?

 

Словесный ряд 2

Чувства и поступки Ленки

 

"...Я совсем перестала бояться. Я подумала: если Димка подожжёт, то, может быть, я просто умру... Я замерла — ждала в последний раз... Я не выдержала и закричала... Они подтащили меня к огню... Я почувствовала тогда, как огонь охватил меня... Я закричала... Я бросилась к костру... Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала".

 

- Чего Лена перестала бояться? Ей было жаль платье?

- Почему автор употребляет глаголы-синонимы: жжет, печет, кусает?

- Можно ли считать, что Лена потерпела поражение в столкновении со злом?

- Как вы понимаете смысл слов: «Я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке другим»?

- Кто помог Лене выстоять кто был всегда рядом с ней?

- Какой урок можно извлечь для себя?

 

Еще в начале повести Железная кнопка сказала о Лене: «Пусть она на всю жизнь запомнит наш урок».

 

- Какой урок хотели преподнести Лене одноклассники и что она, по вашему мнению, запомнит на всю жизнь?

 

Дедушка Бессольцев, подарив все картины городу, оставил себе самую дорогую – портрет его бабушки Марии Николаевны Бессольцевой.

 

- Почему этот портрет он оставляет школе, детям, которые травили его внучку?

 

-Почему Лена одержала верх над одноклассниками?

- Изменились ли ребята после этой истории? Давайте прочитаем два последних абзаца повести.

- Изменилось ли ваше к ним отношение? Почему?

 

Подведём итоги.

 

Эта повесть учит нас многому, в том числе и тому, как вести себя в конфликтной ситуации. В. Железников написал непростую повесть. В ней нет назидательных идей. Автор просто зовёт читателя подумать, как победить в себе злое и пробудить светлое.

Какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Закончим стихотворением:

 

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости...

 

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде.

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!

 

Все мы разные, и каждый борется за своё место под солнцем. Как солнце бескорыстно отдаёт тепло всему живому, так и Лена Бессольцева излучала на всех доброту, милосердие. Вы сейчас на его лучах напишете те человеческие качества, которым вы будете следовать в дальнейшей жизни.

 

 

 

Домашнее задание: Дочитать повесть. Написать ответ на вопрос «Мог ли подобный случай произойти в нашей школе?» Работу сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

Урок 31. В.К.Железников. Повесть "Чучело".
Человек в коллективе.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru