Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию
Жанры литературы
Жанр (от франц. genre - род, вид) - исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения.
Жанры устного народного творчества (фольклора)
Сказка
Эпическое повествование, преимущественно прозаического характера, с установкой на вымысел; отражает древнейшие представления народа о жизни и смерти, о добре и зле; рассчитана на устную передачу, поэтому один и тот же сюжет имеет несколько вариантов
"Колобок", "Липовая нога", "Василиса Премудрая", "Лиса и Журавль", "Заюшкина избушка"
Былина
Повествовательное сказание о богатырях, народных героях, написанное особым былинным стихом, для которого характерно отсутствие рифмы
"Три поездки Ильи Муромца", "Вольга и Микула Селянинович"
Песнь
Музыкально-поэтический вид искусства; выражает определенное идейно-эмоциональное отношение к жизни человека
Песни о С. Разине, Е. Пугачеве
Малые жанры фольклора
Загадка
Поэтическое описание какого-либо предмета или явления, основанное на сходстве или смежности с другим предметом, отличающееся краткостью, композиционной четкостью
"Висит сито, не руками свито" (паутина)
Пословица
Краткое образное ритмически организованное народное выражение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии
"Семеро одного не ждут"
Поговорка
Выражение, обзрано определяюшее суть какого-либо жизненного явления и дающее ему эмоциональную оценку; не содержит законченной мысли
"Легок на помине"
Скороговорка
Шутливое выржание, намеренно построенное на сочетании трудно произносимых вместе слов
"Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак, сунул Грека в руку реку: рак за руку Грека цап"
Частушка
Короткая, исполняемая в быстром темпе рифмованная песенка, быстрый поэтический отклик на событие бытового или общественного характера
"Пойду плясать, Дома нечего кусать, Сухари да корки, А на ногах опорки".
Жанры древнерусской литературы
Житие
Жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью
"Житие Александра Невского"
Хождение
Жанр путешествия, в котором рассказывается о поездке к святым местам или описывается какое-либо путешествие
"Хождение за три моря" Афанасия Никитина
Поучение
Жанр назидательного характера, содержащий дидактическое наставление
"Поучение Владимира Мономаха"
Воинская повесть
Повествование о военном походе
"Сказание о Мамаевом побоище"
Летопись
Историческое произведение, в котором повествование велось по годам
"Повесть временных лет"
Слово
Художественное прозаическое произведение духовной литературы Древней Руси поучительного характера
"Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона
Эпические жанры
Роман
Вид повествовательной литературы; развернутое во времени и пространстве произведение, в центре которого эпическое повествование о судьбе одного или нескольких персонажей, круг жизненных явлений, данных в развитии:
- большой объем,
- несколько сюжетных линий,
- судьба нескольких персонажей во взаимосвязи.
рыцарскй (жанр средневековой куртуазной литературы XII - XIV веков; судьба рыцаря, его необыкновенные приключения в сочетании с любовной линией);
пасторальный (судьбы людей, близких природе);
плутовской (динамичный сюжет, пародийные элементы);
роман-эпопея (крупное эпическое повествование, где на фоне важнейших исторических событий разворачивается жизнь множества персонажей);
исторический (повествование разворачивается на фоне какого-либо исторического периода);
семейно-бытовой (в центре – перепитии семейных взаимоотношений);
приключенческий (в центре – повествование о приключениях персонажей);
психологический (исследование внутреннего мира персонажей); – социальный (исследование социальных проблем);
философский (размышления героя над основными вопросами бытия);
роман-путешествие (эпическое повествование разворачивается на фоне путешествия героя).
Повесть
Эпический прозаический жанр; среднее по объему и охвату жизни произведение.
– средний объем
– одна сюжетная линия
– судьба одного героя, одной семьи
– ощутимость голоса повествователя
– преобладание хроникального начала в сюжете
Рассказ
Малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Рассказ = новелла (широкое понимание, новелла как разновидность рассказа) – маленький объем – один эпизод – одно событие в жизни героя
Новелла
Малая форма эпической литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека, с динамически развивающимся сюжетом; финал новеллы неожидан и не вытекает из хода повествования. Новелла не рассказ (узкое понимание, новелла как самостоятельный жанр)
Очерк
Жанр малой формы эпической литерататуры, основными чертами которого являются документальность, достоверность, отсутствие единого, быстро развивающегося конфликта, развитая описательность изображения. Затрагивает проблемы гражданского и нравственного состояния среды и обладает большим познавательным разнообразием.
Басня
Эпический жанр; небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Лирические жанры
Стихотворение
Лирическое произведение сравнительно небольшого размера, выражающее человеческие переживания, вызванные теми или иными жизненными обстоятельствами
Элегия
Жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму
Эпиграмма
Небольшое по объму сатирическое стихотворение
Сонет
Лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцена); в катренах повторяются только две рифмы, в терценах - две или три
Эпитафия
Надгробная надпись в стихотворной форме; небольшое по форме стихотворение, посвященное умершему
Песня
Жанр письменной поэзии, выражающий определенное идейно-эмоциональное отношение; основа для последующих музыкальных обработок
Гимн
Торжественная песнь, принятая как символ государственном или социального единства. Бывают военные, государственные, религиозные
Ода
Жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Виды оды: Хвалебная, Праздничная, Плачевная
Послание
Стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу
Романс
Небольшое напевное лирическое стихотворение, в котором находят отражение переживания, настроения, чувства лирического героя; может быть наложено на музыку
Лиро-эпические жанры
Баллада
Вид лиро-эпической поэзии; небольшое сюжетное стихотворение, в котором поэт передает не только свои чувства, мысли, но и изображает то, что вызывает эти переживания
Поэма
Большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворение произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, основанное на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятие и оценку лирического героя, повествователя
Драматические жанры
Трагедия
Вид драмы, в основе которого лежат острые, непримиримые жизненные конфликты; характер героя раскрывается в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель
Комедия
Вид драмы, в котором характерны, ситуации представлены в смеховых, комических формах; здесь обличающих человеческие пороки и раскрывающих негативные стороны жизни
Разновидности комедии по характеру содержания:
– комедия положений (источник смешного – события, хитроумная интрига);
– комедия характеров (источник смешного – четко типизированные характеры героев);
– комедия идей (источник смешного – идея писателя);
– трагикомедия (смех пронизан сознанием несовершенства человека и его жизни);
– фарс (западноевропейская народная комедия XIV
– XVI веков, обладающая основными признаками народных представлений: массовостью, сатирической направленностью, буффонадой)
Драма
Литературное произведение, которая изображает серьезный конфликт, борьбу между действующими лицами
Водевиль
Вид драмы, легкая пьеса с песнями-куплетами, занимательной интригой, романсами, танцами
Интермедия
Небольшая комическая пьеса или сцена, разыгрываемая между действиями основной пьесы, а иногда в тексте самой пьесы. Интермедии бывают нескольких видов:
1) самостоятельный жанр народного театра в произведении. Испании;
2) галантно-пасторальные сцены в Италии;
3) вставная комическая или музыкальная сцена в  драматическом произведении.

Из истории русской литературы.

     На Руси в XI веке появилась идеология аскетизма, одновременно с монашеством, и на древнерусский монастырский быт оказала сильное влияние. Монахи-пустынники выступили против подчинения церкви государству,  взяли курс на феодальную раздробленность страны, на разложение великокняжеского единодержавства.

      И первым таким подвижником был преподобный Феодосий. 
«Житие Феодосия Печерского» содержит сведения о том, что он прожил в пещере 30 лет, а в 1062 г. «монахи, жившие в пещере, собрались и по всеобщему решению возвестили преподобному Антонию, что они поставили себе игуменом блаженного отца нашего Феодосия, ибо он и жизнь монастырскую блюл, и божественные заповеди знал, как никто другой. <...> В то время великий Феодосий присмотрел свободное место невдалеке от пещеры и рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря. <...> И с Божьей помощью в недолгое время построил на том месте церковь во имя святой и преславной Богородицы и Приснодевы Марии, и окружил стеной место то, и построил множество келий, и переселился туда из пещеры с братией в год 6750 (1062). И с того времени по божественной благодати возвысилось то место, и существует монастырь славный, который и доныне называем Печерским и который устроен отцом нашим Феодосием». Феодосий устроил все в своем монастыре «по уставу монастыря Студийского». Речь здесь идет о монастыре в Константинополе: с 798го по 826 г. настоятелем монастыря был Феодор Студит, идеолог монашества, который составил монастырский устав (обязательный труд, отказ от личной собственности, обще-жительство). Этот устав, принятый Киево-Печерским монастырем, стал образцом для всех русских монастырей. Феодосий, противопоставляя иноков (то есть монахов) мирянам, утверждал, что лишь иноки идут по пути Господню. Таким образом он пытался доказать необходимость монашеского надзора над обществом, насаждая концепцию богоугодного властелина. Яростно боролся он и против иудаизма и латинства. «Умер же отец наш Феодосий, - читаем в “Житии”, - в год 6582 (1074) - месяца мая на третий день, в субботу, как и сам предсказал, после восхода солнечного». 
Воззрения печерского игумена можно считать отправной точкой церковной идеологии.

⁠(По материалам статьи "ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД" Н.П. Страховой)

      "Повесть временных лет", составленная Нестором около 1113 г., завершает историю древнерусского летописания в Киево-Печерском монастыре. Именно Нестор разработал основополагающую идею церковной доктрины - идею династического княжения, которая пронизывает всю "Повесть временных лет". История рассматривается здесь как противоборство добра и зла, Бога и Сатаны. 
      «Усобицы многы и нашествие поганых» - это, по мнению летописца, кара за зловерье и лукавство правителей, то есть князей. Поэтому, делается вывод, Божье «блюденье» и покровительство лучше княжеского. Бог всегда на стороне благочестивого князя, который строит свои отношения на основе принципа династического княжения, когда «каждый держит вотчину свою». Автор пытается доказать необходимость единения князей, но центром сплочения при этом должна стать не великокняжеская власть, а церковь. 

      Разработка новой самобытности Киевской Руси принадлежит крупнейшему публицисту Илариону. Он был первым русским митрополитом, которого князь возвел в сан без согласования с Константинополем. Это избрание было приурочено к завершению строительства Софийского собора в Киеве. 
      Со «Слова о законе и благодати митрополита Илариона» началась история древнерусской литературы. Перед нами - ярчайший образец торжественного красноречия, выдающееся произведение ораторской прозы. Не менее значимы и изложенные в нем идеи. Написано оно не ранее 1037-го и не позднее 1050 года.

      Произведение построено по строгому, логически продуманному плану. В первой части сопоставляются Закон и Благодать, и здесь соблюдается принцип антитезы - прием ораторского красноречия.

      Вторая, центральная, часть содержит похвалы Владимиру Святославичу и прославление деятельности Ярослава.

      Третья часть - это молитвенное обращение к Богу «от всея земли нашея». 
Под законом подразумевается Ветхий Завет, под благодатью - Новый Завет. Они у Илариона противопоставляются друг другу. «Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать -служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает сынов своих в жизнь вечную», - утверждает Иларион. По мнению митрополита, Закон разобщает народы, свидетельствует о рабском состоянии человека. Закон был достоянием иудеев, Благодать же дарована всему миру. 
      С помощью аллегорического истолкования ветхозаветных и новозаветных текстов Иларион провозглашает языческие народы,принявшие новую веру, истинными восприемниками учения Христа. В «Слове о законе и благодати» впервые формулируется «русская идея» - идея равенства народов во Христе. Как справедливо утверждал В.Н. Топоров, данный литературный памятник - это «одно из первых наиболее ярких проявлений русского национального самосознания: причем национальное самосознание рождается не из претензии на исключительность, напротив, из уверенности в том, что русские, приняв христианство, войдя в царство благодати, стали такими же, как другие христианские народы, не хуже их».

(По материалам статьи "ЛИТЕРАТУРА И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ В ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД" Н.П. Страховой)

Интересные факты в литературе

Произведение Агаты Кристи «Десять негритят», которое она сама считала своим лучшим произведением, очень мало где издается под своим оригинальным названием. В основном роман называют «И никого не стало» – по последней фразе из знаменитой считалочки: «Последний негритенок поглядел устало, Он пошел повесился, и никого не стало». Зачинателями этой традиции стали американцы – они не смогли опубликовать роман под таким названием из соображений политкорректности, а название «Десять афроамериканцев» как-то не звучало. Негритят по всему тексту, в том числе и в считалочке, заменили на маленьких индейцев. А в некоторых странах в считалочке стали умирать маленькие солдатики, и даже маленькие морячки.

Интересные факты в литературе

Книга «Хоббит, или Туда и обратно» была написана Толкином не для продажи и не для печати. Оксфордский профессор имел своей целью написать небольшую сказку, историю для чтения собственным сыновьям. Но он так увлёкся своим произведением, что нарисовал ещё карты и иллюстрации, дополняющие произведение. Первое время существовал лишь один рукописный экземпляр книги, которую профессор изредка давал почитать своим друзьям и ученикам. Именно благодаря одной из его учениц книга и увидела свет, а позже и получила продолжение в виде трилогии «Властелин колец» и «Сильмариллиона».

Также интересным фактом является то, что рецензентом для этой книги послужил 10-летний мальчик, сын директора издательства, в котором она впервые была напечатана. *** В 1965 году толкиеновского «Хоббита» впервые издавали в США в мягкой обложке. Иллюстратор обложки Барбара Ремингтон совершенно не читала текст. В результате на обложке книги появились лев, два страуса эму и непонятные деревья с луковичными розовыми фруктами.

Для первого официального издания "Хоббита" художник Михаил Беломлинский нарисовал Бильбо Бэггинса с известного артиста Евгения Леонова. Однако, увидев телепередачу, где Юрий Никулин жаловался, что производители кукол украли и используют его образ, решил показать книгу актёру и спросить его мнение. Вопреки опасениям, иллюстрации Леонову очень понравились, и Беломлинский подарил ему сигнальный экземпляр книги "Хоббит" — самую первую книгу Толкина в Советском Союзе. Позже Леонов писал сыну: «Кстати, о «портретах». Ленинградский художник Михаил Беломлинский на днях подарил мне книжку английского писателя Джона Толкиена, которую иллюстрировал; оказывается, он изобразил героя сказочной повести хоббита Бильбо очень похожим на меня… У хоббитов толстенькое брюшко, одеваются они ярко, преимущественно в зеленое и желтое, башмаков не носят, потому что на ногах у них от природы жесткие кожаные подошвы и густой теплый бурый мех, как и на голове, только на голове он курчавится. У хоббитов длинные темные пальцы на руках, добродушные лица, смеются они густым утробным смехом, особенно после обеда, а обедают они, как правило, дважды в день, если получится. Копия, не правда ли? Книжку привезу, сказка мудрая и очаровательная, рисунки тоже. Обнимаю. Отец».

По материалам www.livelib.ru/selection/10020-kopilka-interesnyh-faktov

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru