Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях;

уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; выделять междометия знаками препинания;

уметь составлять диалог, включая в него междометия; выразительно читать предложения с междометиями.

воспитывать своё ответственное отношение к учению; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

 

 

Подготовка к усвоению нового материала.

 

Задание 1.

Выполните синтаксический разбор предложения.

 

На яблонях в лунном свете матовой белизной отливают антоновки, их медовый запах смешивается с ароматом скошенной травы.

 

Задание 2.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Что мы узнали о междометиях?

- Приведите примеры междометий.

- Устно введите в предложение междометия, выражающие восторг (при затруднении обратитесь к подсказкам на странице 183).

 

Изучение нового материала.

 

Посмотрите на записанные слова, что выражают здесь междометия?

 

Ай-ай; хи-хи-хи; увы; ах; кря-кря; эй; тьфу; гм; ну и ну;

 

Сформулируйте правило постановки дефиса в междометиях!

 

Знакомство с материалом параграфа 75.

 

- Сравните свое правило с правилом из учебника, правильно ли вы сформулировали правило? (Стр. 184)

- Как нужно писать слово, если после междометия стоит восклицательный знак?

 

Творческая практическая работа.

 

Задание 1.

Чайнворд.

 

Запишите междометия таким образом, чтобы последняя буква была началом следующего слова. Проверьте себя по ключу внизу страницы.

 

- Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

- Возглас, которым прогоняют курицу.

- Междометие, выступающее в предложении в роли сказуемого, обозначает действие кого-то быстро проскользнувшего, пробежавшего.

- Междометие, выражающее сомнение, недоверие, иронию

- Звукоподражание корове.

- Восклицание, выражающее недоумение.

 

Задание 2.

Составьте короткий диалог из двух реплик каждого собеседника, используя как можно больше междометий и наречий. Темы диалогов «на катке», «в бассейне», «в столовой», «в библиотеке», «на перемене», «в спортивном зале», «в автобусе» и др.

 

Закрепление полученных знаний.

 

Выполните упражнение 462 (укажите части речи, написав над словом (как при синтаксическом разборе)).

 

Контроль знаний (на оценку)

 

Выполните тест. Ответы запишите в тетрадь разборчивым почерком. Сфотографируйте их и отправьте учителю на проверку.

 

МЕЖДОМЕТИЕ

  1. Найдите неверное утверждение:

1. междометия выражают различные чувства, настроения, побуждения

2. междометия – это неизменяемые слова

3. Междометия относятся к служебным частям речи

 

  1. Найдите неверное утверждение:

1. междометия бывают производными и непроизводными

2. Междометия являются самостоятельной частью речи

3. междометия не являются членами предложения

 

  1. Найдите неверное утверждение:

1. междометия не являются членами предложения

2. Междометия могут изменяться

3. междометия могут употребляться в значении других частей речи

 

  1. Найдите неверное утверждение:

1. Непроизводные междометия возникают из самостоятельных частей речи

2. междометия – характерная принадлежность устной речи

3. междометия составляют особую часть речи, не входящую ни в самостоятельные, ни в служебные части речи

 

  1. Укажите производное междометие:

1. ну

2. ужас!

3. Ах!

 

  1. Укажите непроизводное междометие:

1. батюшки!

2. Брысь!

3. фи!

 

  1. Междометия, образованные повторением слов, пишутся:

1. через запятую

2. через дефис

3. Раздельно

 

  1. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1. Ба, Ниловна, и ты бунтовать пошла!

2. О, если б голос мой умел сердца тревожить!

3. Ох устала я, устала.

 

  1. Найдите правильное утверждение

1. междометия - это изменяемые слова.

2. междометия используются для выражения эмоций, приказов, речевого этикета

3. междометия относятся к значимым частям речи

4. междометия не выделяется знаками препинания

 

10. Найдите предложение с междометием, выражающим побуждение, просьбу, приказ

1. О родина, о новый с златою крышей кров.

2. Караул! Разбой!

3. Ах, постой на косогоре королевой у плетня.

4. Увы... В пожарах лунных дождусь ли радостного дня?

 

11. Найдите предложение с междометием, выражающим эмоции

1. Леса прибрежные ответствуют мне: "Здравствуй!"

2. О, город! О, ветер!

3. Чу...вдруг раздался рога звон...

4. Часы тоскливо стучат: тик-так, тик-так.

 

12. Укажите предложение с междометием, служащим для выражения форм речевого этикета

1. Ох ты, горе-горькое...

2. О, весна без конца и без краю - без конца и без краю мечта!

3. И с важной простотой нам отвечает суровый голос: "Нет. Благодарю"

4. Эй, садись ко мне, дружок!

 

13. Укажите предложение с многозначным междометием

1. Стоп! Проезд запрещен!

2. Ой, как я опаздываю!

3. Прощай, свободная стихия!

4. До свиданья, друг мой, до свиданья!

 

14. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

1. О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя

2. Но вы прошли, о, ночи безмятежны!

3. Ах, обмануть меня не трудно!

4. Здравствуй, племя младое, незнакомое!

 

15. Найдите предложение со звукоподражательными словами

1. Увы, зачем она блистает минутной, нежной красотой?

2. Прощай, письмо любви, прощай!

3. Обыкновенно я принесу им чай в кабинет, и они там бу-бу-бу.

4. Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.

 

16. В каком предложении междометие или звукоподражательное слово пишется через дефис?

1. Я вас узнал, (о)мой оракул

2. (Ай)витязь! (Ай)герой! Куда ты?

3. Верный сторож, как со сна, шевельнётся, встрепенётся, и кричит: "(Кири)(ку)(ку)".

4. (Ой)вы гости-господа, долго ль ездили? Куда?

 

17. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой

1. Ох, дети, дети! Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!

2. Чу пушки грянули!

3. Эх, люди...Жалкий род, достойный слёз и смеха...

4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да комары, да мухи.

 

18. В каком предложении междометие или звукоподражательное слово написано с ошибкой?

1. Баю баюшки, спи сладко, маленький.

2. Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красоте

3. Где-то вдалеке слышался тоненький писк: мяу - мяу...

4. Ха-ха, да это же смешно!

 

Напоминаем: Ответы запишите в тетрадь разборчивым почерком. Сфотографируйте их и отправьте учителю на проверку.

 

Подведём итоги.

 

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- С каким правилом написания междометий вы познакомились?

 

Приём «Телеграмма»

Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

 

 

 

Домашнее задание: §75. Упр. 463 или 464.

 

Чайнворд (ключ)

в

ж

и

к

ы

ш

м

ы

г

м

у

в

ы

 

Урок 124. Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru