Наши цели:
повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;
познакомиться с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.
закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;
формировать новое умение – создавать текст по памяти.
развиватье логическое мышление;
формировать умение самостоятельно выполнять задания.
- Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует.
Что же может поднять нам настроение?
- Есть еще одно средство – приятные воспоминания.
Попробуйте отгадать слово нашего урока.
1. Для этого возьмите корень однокоренных слов «сказывать», «сказка».
2. Добавьте к нему приставку от слов «рассудительный», «расценить».
Какое слово у вас получилось?
- Что такое рассказ?
Рассказ – это повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера.
Сегодня на уроке мы будем учиться строить и сочинять рассказы и устные высказывания.
Работа над темой урока
Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?
- Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.
Начните ваше предложение фразой «Как я однажды..». И вот начинается ваш рассказ..
Сегодня мы будем использовать тип речи повествование и разговорный стиль.
Какова структура рассказа?
Прежде всего, рассказ имеет сюжет.
В сюжете выделяют несколько структурных частей:
- Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?
Прежде всего, рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.
Подготовим письменный рассказ о себе – поработаем с планом:
- Как же начать свой рассказ?
Давайте обратимся к народной мудрости.
У страха глаза велики.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Семь раз отмерь – один отрежь.
- Как использовать одну из этих поговорок и пословиц?
В первую очередь, мы можем построить предложение с прямой речью.
Записываем:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», - гласит народная мудрость. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. (Вписываем под ВСТУПЛЕНИЕМ)
Продолжаем:
и пишем ЗАВЯЗКУ (Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)
далее РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:
Затем, потом, после этого….
Используй глаголы совершенного вида!
Наступилов время для КУЛЬМИНАЦИИ
– Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)
Всё закончилось РАЗВЯЗКОЙ (Вот так я …)
Можем сделать вывод в ЗАКЛЮЧЕНИИ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)
В какой момент воспользуетесь словарями?
Понаблюдаем над текстом.
Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?
“Путешественники вышли из города”
Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.
- Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?
- Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.
Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.
– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.
Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.
– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую… вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.
Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.
– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.
Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.
- Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.
- Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.
“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.
Практическая работа
Теперь мы знаем, как должен строится текст-повествование и выполним работу по упражнению 619.
Во-первых, очень внимательно рассмотрите иллюстрации на странице 102.
Во-вторых, определите по сюжету, где завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключение.
В-третьих, составьте план будущего рассказа и запишите его (в нём должно быть пять пунктов).
В-четвёртых, в черновике запишите ключевые слова и фразы каждого пункта.
Посмотрите на свой черновик! Вы уже видите сюжет рассказа? Осталось доработать?
Этим вы займётесь в своей самостоятельной работе.
ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассказ по иллюстрациям упражнения 619.
Закончив работу, сфотографируйте её и отправьте на проверку учителю в личные сообщения.
Итоги урока:
Итак, я уверен, что вы легко справитесь с предстоящей работой, и мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными рассказами.
Домашнее задание: §108. Упражнение 619.