Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

повторить ранее изученное: тема текста, основная мысль, типы речи, их композиционное строение;

познакомиться с новым видом работы по развитию речи – сочинением-воспоминанием, с характерными особенностями его построения.

закрепить умения раскрывать тему текста, основную мысль, писать в определенном жанре;

формировать новое умение – создавать текст по памяти.

развиватье логическое мышление;

формировать умение самостоятельно выполнять задания.

 

 

 

- Как известно, понедельник – день тяжелый. После выходного так трудно взять себя в руки и заставить учиться, к тому же и погода не балует.

Что же может поднять нам настроение?

 

- Есть еще одно средство – приятные воспоминания.

Попробуйте отгадать слово нашего урока.

1. Для этого возьмите корень однокоренных слов «сказывать», «сказка».

2. Добавьте к нему приставку от слов «рассудительный», «расценить».

 

Какое слово у вас получилось?

 

- Что такое рассказ?

 

Рассказ – это повествование о каком-либо событии, это небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера.

 

Сегодня на уроке мы будем учиться строить и сочинять рассказы и устные высказывания.

 

Работа над темой урока

 

Любой рассказ – это необычная история. Не огорчайтесь, если вас не брали в плен индейцы, если вы не спасали котят и не становились героем при пожаре. Истории случаются каждый день. Важно лишь быть внимательным человеком, чтобы потом суметь рассказать о произошедшем так, чтобы обратить внимание других на что-то необычное, удивившее вас. Может быть, это удивит и других?

 

- Вспомните, пожалуйста, событие, произошедшее с вами и оставившее приятное впечатление или улыбку.

Начните ваше предложение фразой «Как я однажды..». И вот начинается ваш рассказ..

 

Сегодня мы будем использовать тип речи повествование и разговорный стиль.

 

Какова структура рассказа?

 

Прежде всего, рассказ имеет сюжет.

 

В сюжете выделяют несколько структурных частей:

  1. вступление, которое повествует о том, что предшествовало основному событию,
  2. завязку(начало действия),
  3. развитие действия,
  4. кульминацию (наиболее острый момент, "вершина"),
  5. развязку (завершение действия).
  6. заключение, в котором подводятся итоги и делается вывод.

 

- Что необходимо, чтобы устный рассказ хорошо слушали?

 

Прежде всего, рассказать нужно понятно, живо, ярко, а то собеседник просто слушать не станет.

 

Подготовим письменный рассказ о себе – поработаем с планом:

 

- Как же начать свой рассказ?

 

Давайте обратимся к народной мудрости.

 

У страха глаза велики.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь – один отрежь.

 

- Как использовать одну из этих поговорок и пословиц?

 

В первую очередь, мы можем построить предложение с прямой речью.

Записываем:

 

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», - гласит народная мудрость. В этом мне пришлось убедиться на собственном опыте. (Вписываем под ВСТУПЛЕНИЕМ)

 

Продолжаем:

и пишем ЗАВЯЗКУ (Где, когда происходило действие? Что вы решили сделать? Куда отправились? С кем?)

 

далее РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Затем, потом, после этого….

Используй глаголы совершенного вида!

 

Наступилов время для КУЛЬМИНАЦИИ

Что вы испытывали в этот момент? (Наступил долгожданный момент, Я был горд, на седьмом небе от счастья, меня переполняла гордость…)

 

Всё закончилось РАЗВЯЗКОЙ (Вот так я …)

 

Можем сделать вывод в ЗАКЛЮЧЕНИИ (Теперь я …, с тех пор в нашей семье…)

 

В какой момент воспользуетесь словарями?

 

Понаблюдаем над текстом.

 

Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?

 

“Путешественники вышли из города”

Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.

- Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?

- Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.

Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.

– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.

Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.

– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую… вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.

Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.

– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.

Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.

- Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.

- Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.

“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.

 

    1. Что обеспечило повествованию развитие? Кто участники конфликта?
    2. Выделите в тексте элементы развития конфликта.
    3. Какой философский урок можно извлечь из этого конкретного жизненного случая?

 

Практическая работа

 

Теперь мы знаем, как должен строится текст-повествование и выполним работу по упражнению 619.

 

Во-первых, очень внимательно рассмотрите иллюстрации на странице 102.

Во-вторых, определите по сюжету, где завязка, развитие действия, кульминация, развязка и заключение.

В-третьих, составьте план будущего рассказа и запишите его (в нём должно быть пять пунктов).

В-четвёртых, в черновике запишите ключевые слова и фразы каждого пункта.

 

Посмотрите на свой черновик! Вы уже видите сюжет рассказа? Осталось доработать?

 

Этим вы займётесь в своей самостоятельной работе.

 

ЗАДАНИЕ: напишите сочинение-рассказ по иллюстрациям упражнения 619.

Закончив работу, сфотографируйте её и отправьте на проверку учителю в личные сообщения.

 

Итоги урока:

 

Итак, я уверен, что вы легко справитесь с предстоящей работой, и мы познакомимся с веселыми и смешными, познавательными и интересными рассказами.

 

Домашнее задание: §108. Упражнение 619.

Урок 142. Рассказ. Композиция рассказа. 
Сочинение-рассказ "Как я однажды..." по упр.619

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru