Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

  • изучить основные способы образования глаголов;
  • закрепить полученные знания;
  • формировать умения образовывать глаголы различными способами.

 

 

Пробное учебное действие.

 

Выпишите из стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер» глаголы, обозначающие начало действия.

 

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

 

- Какая морфема придает глаголам значение начала действия?

-От каких частей речи они образованы?

- Каково значение приставки за-?

 

Целеполагание

 

-А зачем знать, как образуются глаголы?

 

Конечно же, чтобы правильно их писать.

 

И для этого сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу по теме:

«Словообразование глагола».

 

Подготовка к исследованию

 

- Что называется морфемой?

- Дайте определение каждой морфемы. Приведите примеры. Какие морфемы указывают на форму слова?

- Перечислите известные вам способы словообразования.

 

В тетрадь запишем таблицу и заполним её своими примерами.

 

«Основные способы словообразования»

Способ образования

Примеры

1) Приставочный

 

2) суффиксальный

 

3) Приставочно-суффиксальный

 

 

Исследование

 

- От каких частей речи образуются глаголы и каким способом.

 

Мы с вами должны заполнить таблицу в ходе исследования.

 

Способы образования глаголов

 

От каких частей речи

Способ образования

Примеры

Бесприставочных глаголов

Приставочный

 

- глаголов,

- прилагательных,

- существительных,

- числительных,

- междометий

Суффиксальный

 

Существительных,

Прилагательных, числительных,

глаголов

Приставочно-суффиксальный

 

 

Задание 1 для исследования.

Разобрать глаголы и определить их способ образования.

 

Запереть, побежать, приоткрыть,

 

- Делаем вывод: глаголы образованы от какой части речи?

- Каким способом?

(заполняем таблицу примерами)

 

Задание 2 для исследования.

 

Определить способ образования глаголов.

 

Обедать, краснеть, плотничать.

 

-От какой части речи образованы глаголы?

-Каким способом?

(заполняем таблицу примерами)

 

Задание 3 для исследования.

 

Определить способ образования глаголов

 

Потрескивать, насвистывать, названивать.

 

-От какой части речи образованы глаголы?

-Каким способом?

(заполняем таблицу примерами).

 

Формирование умений.

 

Упражнение 1

 

Образовать 3 глагола с помощью приставок от-, пре-, при-, раз-(рас-), с-).

 

- От какой части речи образуются глаголы с помощью приставок?

 

Упражнение 2

 

Определить способ образования глаголов: ранить, пленить, белеть, желтеть.

 

- С помощью какой морфемы образованы данные глаголы?

- От какой части речи образуются глаголы с помощью суффиксов?

 

Упражнение 3

 

Приставочно-суффиксальным способом образовать возможные глаголы от слов:

 

прыгать

звонить —

банкрот —

 

- Возможно ли прочитать слово без одной какой-нибудь из морфем?

 

Выводы:

 

- Какими способами образуются глаголы в русском языке?

Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

- В чем особенность каждого из способов?

Приставка не меняет часть речи производного слова. Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, не употребляются без одной из этих морфем.

 

Закрепление.

 

Запишите глаголы в столбик. Обозначить орфограммы. Определить способ образования глаголов.

 

Ра..цветать, рас..т..латься, обузить, объед..нить, краснеть

 

 

Контроль знаний (на оценку).

 

Выполните тест по теме «Словообразование глаголов», ответы запишите в тетрадь и отправьте учителю на проверку.

 

1. В каком слове нет суффикса -К-?

А) шубка, Б) юбка, В) вырубка, Г) Улыбка.

2. В каком слове есть суффикс -ЧИК- ?

А) шкафчик. Б) мячик, В) пончик. Г) огурчик.

3. В каком слове нет приставки?

А) примерка, Б) прищепка, В) принцесса, Г) пришелец.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) прочитать, Б) преодолеть, В) походить, Г) веселить.

5. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный, Б) где-нибудь, В) доверху, Г) размешать.

6. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) постукивать, Б) новизна, В) охотник, Г) отнести.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синеть, Б) управлять, В) распланировать, Г) белеть.

 

Подведём итоги урока.

 

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что получилось? Что показалось трудным?

- Какую оценку вы бы поставили за работу на уроке себе?

 

Домашнее задание: выполнить упражнение 515.

Урок 175. Словообразование глаголов

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru