Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цели:

познакомиться с рассказами, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о бережном отношении к тому, что когда-то было необходимо человеку и было ему дорого, о падении нравственности, о губительности пошлости в жизни;

развивать навыки работы с текстом; подойти к размышлению о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях;

развивать навыки анализа текста.

 

Проверка домашнего задания.

 

– Что питает «писательское вдохновение» и что является «неизменной темой» писателя Е. И. Носова?– какие картины природы радовали глаз Носова, тогда еще мальчишки (с. 175–176)?

– Каковы темы произведений современного Носова (с. 176)?

– Какое значение в его писательском труде имеет природа?

 

Изучение нового материала.

 

Анализ рассказа «Кукла».

 

– Зачитайте начало рассказа, описание омута. (омут – глубокая яма в реке. Ударяющаяся в крутой берег вода крутит воду, создавая воронку-водоворот.)

 

– Для кого мастерил свое снаряжение Акимыч?

 

– Какая картина предстала перед писателем через несколько лет?

 

– Какой след в жизни Акимыча оставила война?

 

– Чем теперь занимается Акимыч?

 

– Что так взволновало Акимыча? «В грязном придорожном кювете валялась кукла... А ведь облик-то человеческий». «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. на всю жизнь нагляделся я человечины…» – так объясняет свое отношение Акимыч к увиденному и будто извиняется перед кем-то за это. Акимыч ни в чем не виноват: он отдал свое здоровье, а потребовала бы Родина, отдал бы и жизнь свою за жизни тех, кто живет рядом с ним, кто учится и работает в «белокаменной школе». Он только не может понять легкомысленности (услышав о сожженном шалаше, который укрывал его от непогоды, а теперь мог бы пригодиться попавшему в непогоду, «он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо» тех, кто все на пути жжет, крушит, ломает то, что может пригодиться им самим, что принадлежит всем и ему тоже.

Безразличие всех: молодой парочки, которая говорит о любви и мечтает о детях, молодых мам, везущих в колясках детей, бегающих по улице школьников – удивляет, пугает его.

Нет предела его возмущению, когда говорит он о безразличии учителей, тоже спокойно проходящих мимо этой куклы. «Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..»

Какой горький упрек, брошенный взрослым, звучит в этих словах. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худо творят. А от них дети того набираются». Но дети идут дальше своих родителей: они не только творят худо, они издеваются над куклой, а потом...

 

– Прочитайте стихотворение К. Случевского «Кукла» (с. 182) и сравните его с рассказом.

В рассказе Е. И. Носов предлагает читателю «кинуть взор вокруг себя» и посмотреть на то, что он уже уничтожил – песчаные излучины, омут, где жила рыба, берега, которые покрылись илом и заросли обильной травой, силу которой дают удобрения, сносимые дождями с полей. И подумать о том, что нужно сделать, чтобы сохранить то, что еще осталось! С человеческой душой будет потруднее: не камень – не обточишь, не трава – не вырубишь жестокость, отсутствие милосердия, сострадания. Но бездействие пагубно: сорняк растет быстро.

2. Тест по рассказу «Кукла».

 

Анализ рассказа «Живое пламя».

 

– О чем поведал нам писатель и как можно объяснить название произведения?

 

– Какие литературные приемы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков? (Эпитеты: …; сравнения: …; метафоры: …)

 

– О каком герое вспоминаем мы, когда читаем этот рассказ? Не похожа ли жизнь маков и жизнь сына старухи на подвиг Данко ради людей?

 

Контроль знаний.

 

Выполните упражнение 37 в электронной тетради. Введите логин и пароль, полученные от классного руководителя.

https://videouroki.net/et/pupil

 

или

 

Пройти викторину по рассказу «Живое пламя». Результаты сфотографировать и отправить учителю.

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-rasskazu-evgenija-nosova-zhivoe-plamja

 

Итог урока.

 

– Рассказ «Кукла» сначала был назван «Акимыч». Как вы думаете, какое название лучше? Почему?

 

– Как вы воспринимаете красоту окружающего вас мира? Может ли вас взволновать цветок, красота осеннего леса?

 

– Понравились ли вам рассказы?

 

Давайте ещё раз подумаем над словами Акимыча в рассказе «Кукла».

 

«В грязном придорожном кювете валялась кукла... А ведь облик-то человеческий». «Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмется… Может, со мной с войны такое. на всю жизнь нагляделся я человечины…» – так объясняет свое отношение Акимыч к увиденному и будто извиняется перед кем-то за это. Акимыч ни в чем не виноват: он отдал свое здоровье, а потребовала бы Родина, отдал бы и жизнь свою за жизни тех, кто живет рядом с ним, кто учится и работает в «белокаменной школе». Он только не может понять легкомысленности (услышав о сожженном шалаше, который укрывал его от непогоды, а теперь мог бы пригодиться попавшему в непогоду, «он повертел указательным пальцем у виска, мол, на это большого ума не надо» тех, кто все на пути жжет, крушит, ломает то, что может пригодиться им самим, что принадлежит всем и ему тоже.

Безразличие всех: молодой парочки, которая говорит о любви и мечтает о детях, молодых мам, везущих в колясках детей, бегающих по улице школьников – удивляет, пугает его.

Нет предела его возмущению, когда говорит он о безразличии учителей, тоже спокойно проходящих мимо этой куклы. «Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!.. Эх!..»

Какой горький упрек, брошенный взрослым, звучит в этих словах. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худо творят. А от них дети того набираются». Но дети идут дальше своих родителей: они не только творят худо, они издеваются над куклой, а потом...

Есть две формы жизни – тление и горение; красивые и сильные выбирают вторую форму жизни; вспыхнут, как пламя, и погаснут, но память о них жива, их подвиг совершен ради людей, ради их жизни и счастья; вспомните Ужа и Сокола: «мне здесь прекрасно: тепло и сыро» – «О, счастье битвы!»; маки вспыхнули и, озарив все вокруг радостью и светом, погасли; герой, одарив всех своей любовью, вспыхнул и угас. Но «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» (М. Горький).

И у каждого есть выбор: либо тлеть, отравляя окружающих дымом, поджигая шалаши, издеваясь над куклой, или гореть, согревая других теплом и озаряя путь в ночи.

 

Домашнее задание: составить краткий рассказ-справку о Ю. П. Казакове для энциклопедии, используя учебник, материал на с. 186–187; прочитать рассказ «Тихое утро», с. 187–201.

 

Урок 55. Е.И.Носов. Рассказы "Кукла", "Живое пламя".
Тлеть или гореть?

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru