Наши задачи:
познакомиться с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его творений;
развивать навыки анализа поэтических произведений.
уметь ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
Английская поэзия XVIII века представлена творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса (1759–1796).
Сын бедного фермера, Бернс полюбил с детских лет народные песни и баллады. Учился он урывками, но читал много, все, что попадалось под руку. А в часы досуга и даже за работой, помогая отцу, сочинял стихи.
В его поэзии отразилось стремление к свободе и независимости шотландского народа, порабощенного английской буржуазией и лендлордами (помещиками):
Наша честь велит смести
Угнетателей с пути
И в сраженье обрести
Смерть или свободу!
(Перевод С. Маршака.)
Когда поэту исполнилось 27 лет, он написал первый сборник стихов о труде, скромных радостях простых людей. Сборник имел большой успех у читателей. Автора пригласили в главный город Шотландии – Эдинбург, окружили почетом, подыскали ему должность таможенного чиновника. Но вскоре эдинбургская буржуазия поняла, что ей не найти общего языка с революционным поэтом, и постаралась от него избавиться. Бернс вернулся к себе на ферму. Когда началась революция во Франции, поэт на свои скудные сбережения купил пушку и послал ее в подарок французским борцам за свободу.
Бернс много работал, но никак не мог выбраться из нищеты. Он не хотел писать ради заработка, считая, что художник должен слушаться только веления своего ума и сердца. Долгие годы нужды подорвали его здоровье: Бернс умер в 37 лет, оставив миру и своей родине сокровищницу чудеснейших стихов и песен.
Поэзия Бернса выражает мысли и чувства простых людей – людей труда. В ней звучит вера в будущее народа:
Забудут рабство и нужду
Народы и края, брат.
И будут люди жить в ладу;
Как дружная семья, брат.
(Перевод С. Маршака.)
Стихи Бернса жизнерадостны, порой озорны, в них много тонкого остроумия.
Поэта полюбили не только в родной Шотландии, слава его распространилась по всей Европе и Америке. Особенно популярен Бернс стал в нашей стране после того, как советский поэт С. Я. Маршак прекрасно перевел его стихи и песни. Секрет обаяния его поэзии – в удивительном соединении богатства мыслей, чувств и простоты.
Работа по учебнику.
Задание 1.
Составьте план статьи (с. 241–242).
– Автор книги «Роберт Бернс» (из серии ЖЗЛ) Р. Райт-Ковалева пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели – на протяжении двух веков! – в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей – встреч доброй воли.
Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ».
Давайте познакомимся со стихотворением Бернса «Честная бедность» и подумаем, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бернсе.
Чтение и анализ стихотворения.
Прочитайте стихотворение «Честная бедность».
Анализ.
– Кто, по мнению поэта, «жалкий раб» и трус?
– Как понимать: «Богатство – штамп на золотом, а золотой – мы сами!?»
Задание.
– Объясните слово «знать».
– Какая русская пословица уместна в этом случае?
Со своей стороны хочу вам напомнить, в стихотворении «Вельможа» Г. Р. Державина есть строчки:
Осел останется ослом,
Хоть ты осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
- Уместны ли эти строки Г.Р.Державина в понимании замысла произведения Роберта Бёрнса?
4-я строфа.
– Всесилен ли король?
5-я строфа.
– Во что верит поэт?
Вывод. Мы с вами уже говорили, что честь, совесть, справедливость, честность – общечеловеческие понятия, но им противостоят лицемерие, подхалимство, несправедливость. И лучшие люди во всем мире и во все времена находили силы и смелость бороться с этим злом, которое мешало и мешает жить умным и честным людям.
Итог урока.
– Понравилась ли вам песня Бернса?
– Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?
– Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Р. Бернса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?
Домашнее задание: выучить песню наизусть, подчеркнув ее грустный и шутливый характер, записать видео со своим чтение песни и отправить учителю на проверку; прочитать вступительную статью о Байроне, с. 246.
План (примерный)
1) Твардовский о Бернсе.
2) Отец поэта, его роль в воспитании детей.
3) Любовь к книгам.
4) Что прежде всего отец ценил в людях?
5) Какие наставления давал поэт младшему брату?
6) Герои стихов поэта.
7) Талант и усердие, труд.
8) Бедность и нужда.
9) Бернс и русская литература.