Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

1) разобраться в идейном содержании повести;

2) выяснить, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто её совершает;

3) рассмотреть, как страшна духовная ограниченность для становления личности;

4) учиться на примере этого произведения защите чувства человеческого достоинства.

 

«Люди с огромной душой…»

 

«Можно презреть, наказать, помочь,

но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.

Это ожесточает человека.

Надо быть милосердным».

Николай Николаевич

(герой повести В.Железникова «Чучело»)

 

Подготовка к восприятию.

 

Вам уже знакомо стихотворение Михаила Заболоцкого « Некрасивая девочка». Оно неоднократно звучало на наших уроках. И сегодня ещё раз обратимся к нему, чтобы суметь понять идейный замысел повести В.Железникова « Чучело».

 

 

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам её,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит её и вон из сердца рвётся,

И девочка ликует и смеётся,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Ещё не знает это существо.

Ей всё на свете так безмерно ново,

Так живо всё, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине её горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

- Скажите, какова главная мысль этого стихотворения?

- Что такое красота, по вашему мнению?

- Назовите черты сходства героинь этих произведений.

 

Слово об авторе.

 

Сегодня мы с вами продолжаем знакомимся с повестью Владимира Железникова «Чучело». Владимир Железников – имя, широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях: «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», « Чудак из 6-го «Б». Даже в их названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям нужно верить. И надо уметь мечтать. И желать хорошим людям только доброго утра.

Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело, не может. В течение ряда лет он был свидетелем вандализма подростков на могиле своего старшего друга К.Паустовского в Тарусе. Они приносили на могилу и распивали спиртное, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом разбивали бутылки на гробнице. Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращение к их совести – ничто не помогало.

После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И появилась повесть « Чучело». Книга стала событием в литературной жизни страны, особенно после её экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, её отвергали, страшась увидеть в повести самих себя. Экранизировал повесть Ролан Быков. В роли Лены снялась 12-тилетняя Кристина Орбакайте, в роли Николая Николаевича – Юрий Никулин.

Мы попытаемся разобраться в содержании повести и фильма и извлечь важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. И понять, на каких же людях держится мир….

Вторая тема нашего урока: «Люди с огромной душой…» Эпиграфом к нашему занятию станут слова героя повести Железникова - Николая Николаевича: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».

 

Анализ образов главных героев.

 

- Скажите, с чего открывается повесть? Почему первая глава такая короткая?

 

- Кто особенно тронул вас в повести?

 

- Николай Николаевич… С его образом связана тема истории. Как она вводится в повесть? Нужна ли она?

 

- Почему Николай Николаевич так любил дом? О чём это говорит? Ведь дом, как живой, может «ослепнуть» и «оглохнуть»…

 

- Как вы думаете, зачем он собирал картины? (ведь лишних денег у него не было)

 

- А что о нём говорили люди? Какое прозвище он получил? Почему?

 

Анализ эпизода.

 

Фраза Николая Николаевича: « Подумать только, что же они с нею сделали! И за что!». Начало откровения Лены… Давайте вспомним, как Лена впервые появилась в классе…

 

- Что можно сказать о Лене? Какая она? Почему ребята смеются над ней?

 

- За что они её прозвали Чучелом?

за абсолютную искренность в поведении, за открытость.

 

- Есть ли прозвища у других ребят? Какие? А имена мы их знаем? Почему? Почему у них нет имён? О чём это свидетельствует?

 

- За что одноклассники объявили Лене бойкот?

 

- По вашему мнению, почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Что она чувствовала, беря на себя чужую вину?

 

- Одобряете ли вы Лену, которая готова пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Как к этому отнёсся Николай Николаевич? Почему признание Лены так обрадовало его?

 

- Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?

 

Интересный вопрос.

 

- Почему Лена скажет: «Дедушка, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим?

она перестала верить людям.

 

-Как вы думаете, почему Лена остриглась?

так она утверждала себя, стала сильной, перестала бояться.

 

Анализ эпизода «День рождения Сомова».

 

- На дне рождения у Димки Лена скажет: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди…» Права ли Лена?

они бедны по образу жизни и по душевным своим качествам.

 

- Кто же одержал верх в этой борьбе интересов?

 

- Почему Николай Николаевич дарит ВСЕ картины?

Он понял, чего городу не хватает…истории, дома.

 

- Итак, мы попрощались с Леной и её дедушкой. Подумайте, изменились ли ребята от того, что в их жизни были Лена и Николай Николаевич?

 

- Железная кнопка объявила бойкот. Почему её не поддержали?

 

- Как вы понимаете слова Рыжего: « Мы детки из клетки… Нас надо в зверинце показывать. За деньги».

 

Возвращение к эпиграфу.

 

- Как заканчивается повесть? Что написал на доске Рыжий? За что ребята просят прощение? И почему не «прости Лена, а прости, Чучело»?

 

- Чему нас научила повесть Железникова?

 

Контрольный вопрос (на оценку)

 

Ответ запишите и отправьте учителю на проверку (вы можете записать устный ответ на аудио, но учтите, что ответ должен быть связным, логически верно построенным и, обязательно, грамотным, без речевых ошибок).

 

- Как вы понимаете смысл эпиграфа? Как он соотносится с уроком?

 

 

В качестве заключения.

 

«Стоит на земле цветок, крошечная копия голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья…

Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие», - так сказал Троепольский…

 

И последний вопрос от Н.Заболоцкого:

 

А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 

 

 

Домашнее задание: подготовьте короткое письменное сообщение по теме «Биография и творчество Евгения Кирилловича Маслова»

Урок 32. В.Железников. Повесть "Чучело". 
Достоинство и самоуважение главной героини повести.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru