Наши задачи:
1) разобраться в идейном содержании повести;
2) выяснить, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто её совершает;
3) рассмотреть, как страшна духовная ограниченность для становления личности;
4) учиться на примере этого произведения защите чувства человеческого достоинства.
«Люди с огромной душой…»
«Можно презреть, наказать, помочь,
но мучить нехорошо, стыдно, нельзя.
Это ожесточает человека.
Надо быть милосердным».
Николай Николаевич
(герой повести В.Железникова «Чучело»)
Подготовка к восприятию.
Вам уже знакомо стихотворение Михаила Заболоцкого « Некрасивая девочка». Оно неоднократно звучало на наших уроках. И сегодня ещё раз обратимся к нему, чтобы суметь понять идейный замысел повести В.Железникова « Чучело».
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Скажите, какова главная мысль этого стихотворения?
- Что такое красота, по вашему мнению?
- Назовите черты сходства героинь этих произведений.
Слово об авторе.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомимся с повестью Владимира Железникова «Чучело». Владимир Железников – имя, широко известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях: «Разноцветные истории», «Хорошим людям – доброе утро», « Чудак из 6-го «Б». Даже в их названии мы ощущаем улыбку автора. Его жизненная позиция оптимистична: людям нужно верить. И надо уметь мечтать. И желать хорошим людям только доброго утра.
Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по-прежнему, светло и весело, не может. В течение ряда лет он был свидетелем вандализма подростков на могиле своего старшего друга К.Паустовского в Тарусе. Они приносили на могилу и распивали спиртное, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом разбивали бутылки на гробнице. Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращение к их совести – ничто не помогало.
После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И появилась повесть « Чучело». Книга стала событием в литературной жизни страны, особенно после её экранизации. О ней спорили, с ней соглашались, её отвергали, страшась увидеть в повести самих себя. Экранизировал повесть Ролан Быков. В роли Лены снялась 12-тилетняя Кристина Орбакайте, в роли Николая Николаевича – Юрий Никулин.
Мы попытаемся разобраться в содержании повести и фильма и извлечь важные и нужные каждому из нас нравственные уроки. И понять, на каких же людях держится мир….
Вторая тема нашего урока: «Люди с огромной душой…» Эпиграфом к нашему занятию станут слова героя повести Железникова - Николая Николаевича: «Можно презреть, наказать, помочь, но мучить нехорошо, стыдно, нельзя. Это ожесточает человека. Надо быть милосердным».
Анализ образов главных героев.
- Скажите, с чего открывается повесть? Почему первая глава такая короткая?
- Кто особенно тронул вас в повести?
- Николай Николаевич… С его образом связана тема истории. Как она вводится в повесть? Нужна ли она?
- Почему Николай Николаевич так любил дом? О чём это говорит? Ведь дом, как живой, может «ослепнуть» и «оглохнуть»…
- Как вы думаете, зачем он собирал картины? (ведь лишних денег у него не было)
- А что о нём говорили люди? Какое прозвище он получил? Почему?
Анализ эпизода.
Фраза Николая Николаевича: « Подумать только, что же они с нею сделали! И за что!». Начало откровения Лены… Давайте вспомним, как Лена впервые появилась в классе…
- Что можно сказать о Лене? Какая она? Почему ребята смеются над ней?
- За что они её прозвали Чучелом?
за абсолютную искренность в поведении, за открытость.
- Есть ли прозвища у других ребят? Какие? А имена мы их знаем? Почему? Почему у них нет имён? О чём это свидетельствует?
- За что одноклассники объявили Лене бойкот?
- По вашему мнению, почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Что она чувствовала, беря на себя чужую вину?
- Одобряете ли вы Лену, которая готова пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Как к этому отнёсся Николай Николаевич? Почему признание Лены так обрадовало его?
- Какое страшное унижение учинили ребята Лене Бессольцевой?
Интересный вопрос.
- Почему Лена скажет: «Дедушка, я пришла на костёр одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим?
она перестала верить людям.
-Как вы думаете, почему Лена остриглась?
так она утверждала себя, стала сильной, перестала бояться.
Анализ эпизода «День рождения Сомова».
- На дне рождения у Димки Лена скажет: « Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди…» Права ли Лена?
они бедны по образу жизни и по душевным своим качествам.
- Кто же одержал верх в этой борьбе интересов?
- Почему Николай Николаевич дарит ВСЕ картины?
Он понял, чего городу не хватает…истории, дома.
- Итак, мы попрощались с Леной и её дедушкой. Подумайте, изменились ли ребята от того, что в их жизни были Лена и Николай Николаевич?
- Железная кнопка объявила бойкот. Почему её не поддержали?
- Как вы понимаете слова Рыжего: « Мы детки из клетки… Нас надо в зверинце показывать. За деньги».
Возвращение к эпиграфу.
- Как заканчивается повесть? Что написал на доске Рыжий? За что ребята просят прощение? И почему не «прости Лена, а прости, Чучело»?
- Чему нас научила повесть Железникова?
Контрольный вопрос (на оценку)
Ответ запишите и отправьте учителю на проверку (вы можете записать устный ответ на аудио, но учтите, что ответ должен быть связным, логически верно построенным и, обязательно, грамотным, без речевых ошибок).
- Как вы понимаете смысл эпиграфа? Как он соотносится с уроком?
В качестве заключения.
«Стоит на земле цветок, крошечная копия голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья…
Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие», - так сказал Троепольский…
И последний вопрос от Н.Заболоцкого:
А если это так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Домашнее задание: подготовьте короткое письменное сообщение по теме «Биография и творчество Евгения Кирилловича Маслова»