Наши задачи:
познакомиться с творческой биографией писателя, поэта советского периода, человеком, увлеченным темой Отечественной войны, выжившем в сложное время репрессий, сумевшем сохранить о себе мнение как о порядочном человеке;
познакомиться с изображением героического прошлого России в творчестве К. Симонова;
совершенствовать навыки выразительного чтения и умение анализировать лирическое произведение.
Слово о жизни и творчестве поэта.
Прочитайте статью о Константине Михайловиче Симонове
Или просмотрите видео поэте
https://www.youtube.com/watch?v=Tnb6jrZtuOU
Константин (Кирилл) Михайлович Симонов родился в Петрограде (Санкт Петербурге) в 1915 году. Своего родного отца он не видел: отец погиб на фронте в Первую мировую войну. Константина воспитал отчим, который очень хорошо относился к мальчику, любил его, как родного сына. Работал отчим преподавателем тактики в военных училищах, позже он стал командиром Красной Армии. Семья скиталась по военным частям, часто меняя место жительства. Семья жила небогато. Это была одна из причин, определившая обучение мальчика в ФЗУ после окончания семи классов. Знаменательным событием в жизни Симонова явилось окончание Литературного института им. Горького в 1938 г. В этом же году его приняли в Союз писателей СССР. Он поступил в аспирантуру, опубликовал свою первую книгу «Павел Черный» и другие произведения. Так начался творческий путь знаменитого поэта.
Во время Великой Отечественной войны он работает военным корреспондентом. С этого времени темы войны, жизни и смерти навсегда входят в его творчество.
Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: он хотел остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска (Белоруссия).
Изучение нового материала
Прочитайте выразительно стихотворение К.М.Симонова.
Или прослушайте чтение мастера художественного слова
https://www.youtube.com/watch?v=yH9IxKnwwzg
Ответьте на вопросы раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 116).
Анализ произведения.
ПЛАН АНАЛИЗА
1. К какому роду литературы относится это произведение (проза, поэзия, драма)?
2. Назовите тему (о чем?).
3. Выделите основную мысль (идею) текста.
4. Назовите основные черты стихотворения.
5. Особенности организации текста:
Проверьте себя после урока внизу страницы.
Вывод:
Стихотворение К.М.Симонова рассказывает нам об ужасной трагедии, постигшей жителей нашей Родины в голы Великой Отечественной войны. Образ поседевшего мальчишки прочно врезается в нашу память, и мы понимаем, что его судьба не единственная. Она одна из миллионов. Автор обращается к своим читателям, заверяя в своей верности воинскому долгу, и призвает нас следовать его примеру.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения, запишите своё чтение на аудио и отправьте его учителю на проверку.
АНАЛИЗ
1. К какому роду литературы относится это произведение? – поэзия.
2. Назовите тему (о чем?) тема военного детства.
3. Выделите основную мысль (идею) текста – горе войны оборвало сердца нашей Родины. И не только призвание воинского закона, но и желание мщения за страдания детей объединило защитников страны. Они не смогут домой прийти до конца, пока не отомстят за седину мальчишки.
4. Назовите основные черты стихотворения – стихотворение построено как рассказ о том, что увидел солдат в начале войны, что потрясло его. Но потом автор обращается к читателю-собеседнику с заветом: «…меня ты помяни».
5. Особенности организации текста: