Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

познакомиться с неопределенной формой как начальной формой глагола;

формировать умение употреблять Ь после Ч в неопределенной форме и умение правильно писать безударные суффиксы глагола в неопределенной форме.

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

В. Каверин. «Два капитана».

– Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

– В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В. Каверина?

– Какой синоним к этому термину вы знаете?

– Почему, по-вашему, персонаж романа «Два капитана» выразил свое жизненное правило, используя инфинитив?

 

Итак, во всех вопросах речь идёт только об одном: начальной форме глагола, или инфинитиве. В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование данной формы глагола – это своего рода обобщение, стремление подчеркнуть всеохватность понятия, вневременность его.

 

Изучение нового материала.

 

Игра «4-й лишний».

– Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте:

 

сиять, мечтать, открыть, согреть.

 

– Что объединяет эти слова?

– Чем отличаются слова?

 

Вывод: все глаголы неопределенной формы (или инфинитивы), отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Но лишним будет согреть совершенного вида.

 

– С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

– Какова тема нашего урока?

 

Правильно ответили? Проверьте себя!

 

Продолжим работу следующей игрой.

 

Игра «Кто самый Внимательный».

– Ниже записаны слова, среди которых есть разные части речи.

Запишите глаголы в неопределенной форме.

 

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

 

(Ключ внизу страницы.)

 

– Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

– На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

– Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на –чь?

 

Попробуйте сделать вывод о правописании глаголов в неопределенной форме?

Проверим себя. открыв учебники на с. 104, прочитаем правило.

 

Практическая работа.

 

Задание1.

Закрепим новые знания в игре «Будь внимателен!».

 

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

 

зарубить на носу – ….

клевать носом – ….

пропустить мимо ушей – ….

вставлять палки в колёса – ….

делать из мухи слона – ….

обвести вокруг пальца – ….

держать язык за зубами – …).

 

(Проверить себя можно внизу страницы)

 

Задание 2.

Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы. Подчеркните глаголы.

 

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

 

Контроль знаний (на оценку).

 

Выполните упражнение 80 в электронной тетради.

https://videouroki.net/et/pupil

 

или

 

Пройдите онлайн тест «Начальная форма глагола». Результат сфотографируйте или сделайте скриншот и отправьте учителю на проверку.

https://onlinetestpad.com/ru/testview/251457-infinitiv-nachalnaya-forma-glagola

 

Подведём итоги урока:

– Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

– На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

– Какие окончания имеют данные глаголы?

– Почему эти глаголы так названы?

 

Домашнее задание: §109. Упражнение 626, 630. Индивидуально упражнение 625, 630.

 

 

 

Игра «Кто самый Внимательный».

 

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

 

Игра «Будь внимателен!».

 

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

зарубить на носу – … (запомнить).

клевать носом – … (дремать).

пропустить мимо ушей – … (прослушать).

вставлять палки в колёса – … (мешать).

делать из мухи слона – … (преувеличивать).

обвести вокруг пальца – … (обмануть).

держать язык за зубами – … (молчать).

Урок 143. Неопределённая форма глагола

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru