Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;

раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова, показать духовную красоту русских людей;

осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;

воспитывать своё чувство патриотизма, любви к Родине.

 

 

Прослушайте песню А. Александрова на слова Лебедева – Кумача "Священная война".

https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A

 

-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?

-Ребята, о какой войне поётся в песне и что вы знаете об этой войне?

-Кто с кем воевал?

-Какая это была война для нашего народа?

-За что воевали?

-Сколько лет прошло с тех пор?

-Кто победил в этой войне?

-Что несёт с собою война?

-Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?

-Скажите, в ваших семьях были участники ВОв?

-Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?

 

Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов.

 

Изучение нового материала.

 

Главной темой творчества К.М.Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату. За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждёнорденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени иВоенным крестом Чехословацкой Социалистической республики.

В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".

 

Прослушайте чтение стихотворения «Сын артиллериста» в исполнении мастеров художественного слова.

https://www.youtube.com/watch?v=MI8SmErsn9o

 

-Какое настроение создало стихотворение?

-Какое впечатление оно произвело на вас?

-Какой эпизод больше всего запомнился?

-Какие строки особенно понравились вам?

-Какова тема этого стихотворения?

Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".

 

"Громом загрохотала

Над Родиною война".

 

-Какой приём использует автор?

 

Сравнение «Громом загрохотала»

 

Работа с текстом.

 

III часть. Опасное задание.

- Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага?

 

На том участке сложилась трудная обстановка.

"Шёл в скалах тяжёлый бой"

 

- Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?

 

Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек.

Отцовский мой долг и право

Сыном своим рисковать;

Раньше других я должен

Сына вперед послать.

 

- А почему Деев не мог пойти сам?

Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его.

 

- Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? И всё-таки посылает его.

 

- Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок?

 

По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном.Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить.

 

- Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста.

 

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утором

Донесся первый сигнал…(Сравнение.)

 

- А почему майор Деев так уверен в Лёньке?

 

Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно.

 

- Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания?

Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды.

 

- Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя?

 

Дайте море огня!

Метафора, сравнение

 

- И, наконец, самая страшная команда. Какая?

 

«Огонь!»- летели снаряды.

«Огонь!» - заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

 

-Скажите, страшно ли было Лёньке? Ведь по очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей, т. е. 24 орудия?

 

Подведём итоги.

 

- Каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг?

-О чём говорят последние четыре строки стихотворения «Это многих славный путь…»?

 

Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.

Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины.

 

Героям Победы - спасибо!!!

 

СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!

Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!

Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!

 

Заканчивая работу над стихотворением, я предлагаю творческое домашнее задание: составить синквейн о герое стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста».

 

Правила составления синквейна.

1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное : кто? что?)

2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие ( имя прилагательное : какой? какая? какое? какие?

3.Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия что делает?

4.Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?).

 

 

Домашнее задание: составить синквейн о герое стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста».

Урок 90. Внутрипредметный модуль "За страницами учебника литературы".
К.М.Симонов. "Сын артиллериста".

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru