Наши задачи:
знакомство со стихотворением К. Симонова в целом;
раскрыть нравственные проблемы, стоящие в произведении: на примере мужественного поступка майора Деева и подвига лейтенанта Петрова, показать духовную красоту русских людей;
осознать, что война - это ужасная трагедия, которую нельзя забывать;
воспитывать своё чувство патриотизма, любви к Родине.
Прослушайте песню А. Александрова на слова Лебедева – Кумача "Священная война".
https://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A
-Какое чувство и какие мысли рождает у вас эта музыка?
-Ребята, о какой войне поётся в песне и что вы знаете об этой войне?
-Кто с кем воевал?
-Какая это была война для нашего народа?
-За что воевали?
-Сколько лет прошло с тех пор?
-Кто победил в этой войне?
-Что несёт с собою война?
-Какие книги, стихотворения о ВОв, о героях (взрослых и детях) вы читали?
-Скажите, в ваших семьях были участники ВОв?
-Какие награды (ордена, медали) сохранились в вашей семье?
Тема войны всегда была и будет актуальной и в музыке, и в литературе, так как в дни смертельной опасности, нависшей над нашей страной, советские люди на фронтах и в тылу совершали чудеса героизма. "Из благодарной памяти человечества никогда не изгладится великий подвиг советского народа во второй мировой войне, подвиг миллионов известных и безымянных героев, сломивших хребет фашизму и принёсших свободу народам многих стран". Об одном из таких подвигов и рассказывает в своём стихотворении К. М. Симонов.
Изучение нового материала.
Главной темой творчества К.М.Симонова была война. И это не случайно. Когда в июне 1941 года началась война, Симонов, как и многие другие советские писатели и поэты отправился на фронт. За четыре года войны его можно было видеть на самых опасных участках фронта. Симонов хорошо знал и понимал, что такое война, сколько горя и страданий она несёт людям, чувствовал, как порой невыносимо трудно бывает солдату. За выполнение боевых заслуг, за личное мужество и бесстрашие Симонов в годы войны был награждёнорденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-ой степени иВоенным крестом Чехословацкой Социалистической республики.
В основу многих произведений, написанных Симоновым во время войны, легли действительные факты и события. Героями его произведений часто становились реальные люди, с которыми поэт бок о бок сражался с врагом. Так было и с героями стихотворения "Сын артиллериста".
Прослушайте чтение стихотворения «Сын артиллериста» в исполнении мастеров художественного слова.
https://www.youtube.com/watch?v=MI8SmErsn9o
-Какое настроение создало стихотворение?
-Какое впечатление оно произвело на вас?
-Какой эпизод больше всего запомнился?
-Какие строки особенно понравились вам?
-Какова тема этого стихотворения?
Подтвердите словами из текста, что главная тема стихотворения - "Война".
"Громом загрохотала
Над Родиною война".
-Какой приём использует автор?
Сравнение «Громом загрохотала»
Работа с текстом.
III часть. Опасное задание.
- Почему лейтенант Петров должен был отправиться в тыл врага?
На том участке сложилась трудная обстановка.
"Шёл в скалах тяжёлый бой"
- Почему майор Деев поручил опасное задание именно приёмному сыну?
Майор знал Лёньку как самого себя, и поэтому уж если он сам не мог пойти, то пойдёт Лёнька - самый близкий и дорогой ему человек.
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать;
Раньше других я должен
Сына вперед послать.
- А почему Деев не мог пойти сам?
Дееву легче было бы пойти самому. Но он не имел права. Ведь он командир и его место на командном пункте. Деев мог, конечно, послать кого-нибудь другого, ведь не один Лёнька был такой храбрый. Но в данном случае Деев должен послать именно его.
- Как вы считаете, майор Деев понимал, что Лёнька может погибнуть? И всё-таки посылает его.
- Как это характеризует Деева? О чём говорит такой поступок?
По существу Деев тоже совершает подвиг, жертвуя во имя жизни общего дела, во имя спасения сотен людей самым дорогим, что у него есть - сыном.Посылая Лёньку на такое ответственное и опасное задание Деев вкладывает в свою поговорку такую силу убеждения, что сама смерть должна отступить.
- Что переживает Деев, посылая сына в тыл врага? Какое художественно-изобразительное средство языка помогает нам понять его переживания? Докажите словами текста.
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утором
Донесся первый сигнал…(Сравнение.)
- А почему майор Деев так уверен в Лёньке?
Деев сам воспитывал в Лёньке мужество, отвагу, смелость, учил его не пасовать перед опасностями, не хныкать, когда приходится трудно.
- Как лейтенант Петров ведёт себя при выполнении задания?
Предельно собран и деловит. Внимательно наблюдает за действиями врага и передаёт по радио чёткие и лаконичные команды.
- Какие художественно-изобразительные средства помогают увидеть нам страшную картину боя?
Дайте море огня!
Метафора, сравнение
- И, наконец, самая страшная команда. Какая?
«Огонь!»- летели снаряды.
«Огонь!» - заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
-Скажите, страшно ли было Лёньке? Ведь по очень маленькому квадрату, где сидел Лёнька, било 6 батарей, т. е. 24 орудия?
Подведём итоги.
- Каковы же истоки подвига Лёньки? Что помогло Лёньке стать человеком, способным совершить подвиг?
-О чём говорят последние четыре строки стихотворения «Это многих славный путь…»?
Лёньку с детства учили преодолевать трудности. Его учили быть смелым, мужественным, отважным, учили не теряться в минуты опасности. К тому же Лёньке было с кого брать пример. Его отец и майор Деев - люди мужественные, заклеенные в огне гражданской войны. Они сделали всё, чтобы Лёнька вырос отважным воином.
Сотни тысяч советских людей так же смело боролись с ненавистным врагом, с такой же решительностью готовы были выполнить свой воинский долг. И это понятно. Ведь они сражались за свободу и независимость своей Родины.
Героям Победы - спасибо!!!
СПАСИБО ГЕРОЯМ,
СПАСИБО СОЛДАТАМ,
Что МИР подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!
Вы кровью и пОтом
Добыли ПОБЕДУ.
Вы мОлоды были,
Сейчас - уже дЕды.
Мы ЭТУ ПОБЕДУ -
Вовек не забудем !!!
Пусть МИРНОЕ солнце
Сияет всем людям !!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!
Заканчивая работу над стихотворением, я предлагаю творческое домашнее задание: составить синквейн о герое стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста».
Правила составления синквейна.
1.Первая строка - одно слово, определяющее тему синквейна (имя существительное : кто? что?)
2.Вторая строка – два слова, характеризующее данное понятие ( имя прилагательное : какой? какая? какое? какие?
3.Третья строка - три глагола, показывающих действие понятия что делает?
4.Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5. Пятая строка -одно слово, через которое человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием (имя существительное : кто? что?).
Домашнее задание: составить синквейн о герое стихотворения К.Симонова «Сын артиллериста».