Наши задачи:
формировать знания об изменении глаголов в прошедшем времени,
написании безударных гласных перед суффиксом -Л-,
правильном ударении в глаголах прошедшего времени;
формировать умение изменять глаголы в прошедшем времени по числам и по родам в единственном числе.
Задание 1.
От глаголов играю, свищу, кормят, несу, мету, стригу, берегу образуйте начальную форму, сохранив вид. Графически выделите основы глаголов.
- Какие трудности у вас возникли?
- Есть ли глаголы, в которых изменился корень?
- Чем вы можете объяснить?
Проверьте своё объяснение по учебнику на странице 23 и 26 – 27.,
Задание 2.
ОСА В КОМНАТЕ
Залетела к нам оса
И гудела два часа.
Извелась совсем без дела,
Даже вроде похудела.
Я достал в шкафу варенье,
Я к животным – всей душой!
– На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстой и большой!
Ж. Давитьянц
– Выпишите глаголы в форме прошедшего времени.
- Что они обозначают?
- Какая морфема участвует в образовании формы прошедшего времени?
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Изучение новой темы.
Правильность своих выводов проверьте по учебнику, прочитав теоретический материал на с. 116, § 115.
Задание 3.
Теперь образуйте прошедшее время от уже известных вам глаголов:
а) играть, свистнуть, кормить;
б) нести, мести, стричь, беречь.
– К каким выводам об особенностях образования формы прошедшего времени глагола привели вас выполненные упражнения?
– Сделайте вывод об употреблении гласной перед суффиксом -л-.
Вы уже выделили основы глаголов начальной формы.
Заметили, что она как бы перекочёвывает в прошедшее время: ИГРА-Л, СВИСТЕ-Л, КОРМИ-Л.
Она осталась той же, и даже не включает в себя суффикс –Л.
Почему так?
Запомни: Суффикс –Л является формообразующим суффиксом прошедшего времени и не входит в основу, как окончание.
Обратите внимание на то, что иногда прошедшее время образуется по-особенному.
НЁС (без суффикса –л), СТРИГ (чередование букв), БЕРЁГ (чередованием букв).
Пробное практическое учебное упражнение.
Задание 4.
Выполните упражнение 655.
Запомни: вместе с тем, при образовании формы прошедшего времени часто меняется положение ударения в слове.
Задание 5.
Выполните упражнение 656 по образцу (устно вслух).
Задание 6.
Спишите. От глаголов, стоящих в скобках, образуйте форму прошедшего времени. Подчеркните гласную перед суффиксом прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы.
(Посеять) крошку, а (выр_сти) с ло_ку. (Повеять) прохладой. Волк (почуять) опасность. Снег быстро (таять). (Раскаяться), да поз_но. Друг на друга (надеяться) и оба ничего не (сделать). Пришлось всю жизнь (маяться).
Контроль знаний (на оценку)
Пройдите тест на тему «Правописание корней с чередующимися гласными».
Результаты теста сфотографируйте и отправьте учителю.
https://onlinetestpad.com/ru/testview/43759-pravopisanie-kornej-s-chereduyushhimisya-glasnymi
Подведём итоги.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Дайте оценку нашей работе.
Домашнее задание: §115. Упражнение 654 или 655.