Наши цели:
познакомиться с отрицательными частицами не и ни;
формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни;
повторить правописание частицы не с различными частями речи.
Актуализация и пробное учебное действие
Приём «Список»
Описание. Составление списка известной информации.
В течение 3-х минут запишите всё, что знаете по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. После проанализируете и систематизируете записи, выведете рабочее определение.
– Каков порядок морфологического разбора частицы?
– С какой целью употребляются частицы в предложениях?
Работа с текстом.
Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может, стесняется своей неброской внешности?
(Ф. Нестеров.)
– Выделите грамматические основы предложений, чем они выражены?
– Объясните написание выделенных букв.
– Устно дайте характеристику предложениям.
– Для чего в первом предложении служат предлог, союз и частица?
– Объясните написание не и ни в следующих словах: никто, не видел, неброской.
– Чем являются не и ни в данных словах?
– Вспомните и расскажите о правописании не с разными частями речи.
Работа с материалом учебника
Прочитайте §71 (с. 173–175).
Практическая работа
Объяснительный диктант.
– Объясните употребление частиц не и ни, используя теоретический материал параграфа.
На пятый день отправились обратно в Навозную слободу и по дороге вытоптали другое озимое поле. Шли целый день и только к вечеру достигли слободы. Но там уже н..кого не застали. Жители, издали завидев приближающееся войско, разбежались, угнали весь скот и окопались в н..приступной позиции. Пришлось брать с бою эту позицию, но так как порох был н.. настоящий, то, как н.. палили, н..какого вреда, кроме н..стерпимого смрада, сделать н.. смогли.
(М. Е. Салтыков-Щедрин.)
Выполнение упражнений:
Упражнение 430 (письменно),
Упражнение 433 (письменно).
Контроль знаний (на оценку)
Выполните тест. Ответы запишите в тетради и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.
А1. Какая частица относится к указательным?
1) Же; 2) вот; 3) неужели; 4) ли.
А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?
1) (..) имей сто рублей, а имей сто друзей.
2) Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий.
3) В лесу нет (..) одной души.
4) Курица (..) птица.
А3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)?
1) Оглянись, (не)знакомый прохожий!
2) Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (не)
смотря на сильный ветер.
3) (Не)льзя объять (не)объятное.
4) Деревья в парке (не)пострижены.
А4. В каком примере частица пишется раздельно?
1) Неуже(ли); 2) скажи(ка); 3) такой(же); 4) семья(то) большая.
В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.
Давайте жить, во всём друг другу потакая, – тем более, что жизнь короткая такая.
Подведём итоги работы
Приём «Телеграмма»
Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте ему в личные сообщения.
Домашнее задание: §71. Упр. 435.