Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши цели:

познакомиться с отрицательными частицами не и ни;

формировать умение определять смысловые значения частиц не и ни;

повторить правописание частицы не с различными частями речи.

 

 

Актуализация и пробное учебное действие

 

Приём «Список»

Описание. Составление списка известной информации.

В течение 3-х минут запишите всё, что знаете по теме урока. Важно писать всё, что придёт на ум, и как можно больше. Не имеет значения, правильно ли то, что записали, или нет. После проанализируете и систематизируете записи, выведете рабочее определение.

 

– Каков порядок морфологического разбора частицы?

– С какой целью употребляются частицы в предложениях?

 

Работа с текстом.

 

Соловей любит петь в густых зарослях, чтобы его никто не видел. Может, стесняется своей неброской внешности?

(Ф. Нестеров.)

– Выделите грамматические основы предложений, чем они выражены?

– Объясните написание выделенных букв.

– Устно дайте характеристику предложениям.

– Для чего в первом предложении служат предлог, союз и частица?

– Объясните написание не и ни в следующих словах: никто, не видел, неброской.

– Чем являются не и ни в данных словах?

– Вспомните и расскажите о правописании не с разными частями речи.

 

Работа с материалом учебника

 

Прочитайте §71 (с. 173–175).

 

Практическая работа

 

Объяснительный диктант.

– Объясните употребление частиц не и ни, используя теоретический материал параграфа.

 

На пятый день отправились обратно в Навозную слободу и по дороге вытоптали другое озимое поле. Шли целый день и только к вечеру достигли слободы. Но там уже н..кого не застали. Жители, издали завидев приближающееся войско, разбежались, угнали весь скот и окопались в н..приступной позиции. Пришлось брать с бою эту позицию, но так как порох был н.. настоящий, то, как н.. палили, н..какого вреда, кроме н..стерпимого смрада, сделать н.. смогли.

(М. Е. Салтыков-Щедрин.)

 

Выполнение упражнений:

 

Упражнение 430 (письменно),

Упражнение 433 (письменно).

 

Контроль знаний (на оценку)

 

Выполните тест. Ответы запишите в тетради и отправьте учителю на проверку в личные сообщения.

 

А1. Какая частица относится к указательным?

1) Же; 2) вот; 3) неужели; 4) ли.

А2. В каком предложении на месте пропуска пишется частица НИ?

1) (..) имей сто рублей, а имей сто друзей.

2) Этот вопрос (..) трудный, а лёгкий.

3) В лесу нет (..) одной души.

4) Курица (..) птица.

А3. В каком предложении НЕ является частицей (пишется раздельно)?

1) Оглянись, (не)знакомый прохожий!

2) Вертолёт отправился в горы на поиски туристов, (не)
смотря на сильный ветер.

3) (Не)льзя объять (не)объятное.

4) Деревья в парке (не)пострижены.

А4. В каком примере частица пишется раздельно?

1) Неуже(ли); 2) скажи(ка); 3) такой(же); 4) семья(то) большая.

В1. Выпишите из данного предложения формообразующую частицу.

Давайте жить, во всём друг другу потакая, – тем более, что жизнь короткая такая.

 

Подведём итоги работы

 

Приём «Телеграмма»

Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте ему в личные сообщения.

 

Домашнее задание: §71. Упр. 435.

Урок 115. Отрицательные частицы НЕ и НИ

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru