Наши задачи:
познакомиться с порядком морфологического разбора частиц;
вырабатывать умение составлять предложения с частицами;
вырабатывать умение самостоятельно осваивать новый материал, проводить аналогии
Вспомним с вами ранее изученное по теме «Морфологический разбор частей речи».
Задание 1. Игра «Жокей и лошадь»
Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Жокей.
1. Общее грамматическое значение.
2. Морфологические признаки (или грамматические значения).
3. Синтаксическую роль.
Лошадь.
1. Указать часть речи и его значение, на какой вопрос отвечает слово.
2. Определить непостоянные признаки (охарактеризовать форму, в которой слово употреблено): у существительных определить число и падеж, у прилагательных — степень сравнения, краткую или полную форму, число, падеж и род; у глаголов — наклонение, время, число, род или лицо, если есть.
3. Определить постоянные признаки: нарицательное или собственное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение у существительных; вид, возвратность, переходность и спряжение у глагола; разряд по значению, степень сравнения, полная или краткая форма у прилагательных.
4. Роль в предложении — показать, каким членом является слово в предложении: второстепенным или главным. Иногда требуется выписать словосочетание и показать его синтаксическую роль графически.
5. Поставить слово в начальную форму: Им.п., ед.ч. — для существительных, Им.п., ед.ч., м.р. — для прилагательных, неопределенная форма — для глаголов (что (с)делать?).
Изучение нового материала.
– Вспомните порядок морфологического разбора союза и предлога. Не пользуясь учебником, запишите в тетрадях порядок морфологического разбора частицы.
Ознакомьтесь с порядком морфологического разбора частиц по стр.172 – 173 учебника. Проверьте себя, допустили ли вы ошибки.
Отработаем наши умения на практике.
Задание 2. Составьте и запишите предложения с частицами бы, же, пускай, неужели, что за.
Выполните морфологический разбор данных частиц.
Задание 3. Запишите предложения. Выделите частицы. Установите, с какими знаменательными или служебными словами соотносятся они по происхождению, подчеркните их как члены предложения.
1. Не хватало пил и топоров, всё труднее было доставать хлеб (А. Т.). 2. По вздувшемуся льду Невы, на которую и смотреть-то было страшно, приближался далеко растянувшийся обоз (А. Т.). 3. И лежит он, мой герой, спит себе, как дома (Тв.). 4. Мы, бывало, корзинки грибов, от дождя побелевших, носили (Тв.) 5. Мы точно поле перешли – и стали вдруг большие (Тв.) 6. Делом давай-ка с бедой управляться (Тв.).
Проверим себя.
Выполните упражнение 37 в электронной тетради
https://videouroki.net/et/pupil
Или
Выполните тест «Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи»
https://saharina.ru/tests/test.php?name=test388.xml
Подведём итоги урока.
«Шкатулка»
Заполните шкатулку, положив в неё ту информацию из изученного на уроке материала, которая пригодится в будущем.
Информация о домашнем задании: §70. Упр. 427 (по заданию).