Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формировать представления о мифах Древней Греции;

ознакомиться с понятием «герой» в древнегреческой мифологии,

определить содержание и значение для мировой истории шестого подвига Геракла,

сравнение мифа «Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта», изложенного разными авторами.

 

 

 

Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны.

Д. С. Лихачев

 

– Мифы Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта, славянская мифология не перестают притягивать к себе. Чем больше мы узнаем мифов, тем богаче наше представление об античности. Впрочем, современное человечество давно заимствовало у Древней Греции многие слова и выражения, вошедшие в нашу жизнь, употребляемые нами. Например, многие слова, пришедшие из Древней Греции, мы воспринимаем как слова родного языка: сатира, гармония, атлас, зефир, океан, нарцисс, кипарис, драма, комедия, трагедия, олимпиада... Стали широко известными и часто употребляемыми в речи такие выражения: сизифов труд, яблоко раздора, панический страх, олимпийское спокойствие, прокрустово ложе, кануть в Лету, ящик Пандоры, ахиллесова пята и др.

Не случайно мифы Древней Греции называют сокровищницей мировой культуры. Академик Д. С. Лихачев, чьи знания древней литературы уникальны, утверждает: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». С этим высказыванием великого ученого трудно не согласиться.

 

Изучение нового материала.

 

1. Познакомимся со статьей учебника «Мифы Древней Греции» на стр.176 – 177.

 

2. Прочитаем миф «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг Геракла) в переложении Н. А. Куна и обсудим его.

 

Вопросы:

1. Какую задачу поставил перед Гераклом Эврисфей?

2. К какому решению пришел находчивый герой?

3. За что Геракл отомстил Авгию?

4. В чем заключалось коварство царя Элиды?

5. Какое значение для мировой истории имеет этот подвиг Геракла?

 

3. Прочитаем миф «Яблоки Гесперид».

 

Вопросы:

– Кто встретился Гераклу на пути в сады Гесперид?

– Как Геракл сумел победить Нерея?

– Какой замысел хотел осуществить царь Египта Бусирис, как он был наказан?

– Почему трудно было справиться с Атласом?

– Почему добыча яблок названа «самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея»?

– Каким открывается нам Геракл в этом мифе?

 

4. Практическая деятельность. Самостоятельная работа.

 

– Прочитайте миф «Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта», изложенный разными авторами: русским историком древнегреческой культуры Николаем Альбертовичем Куном и английским поэтом и мифологом Робертом Грейвсом. (См. «Читаем, думаем, спорим...».)

– Как изображен Геракл этими авторами?

– Чем отличаются сюжет и манера изложения каждого?

 

5. Познакомьтесь с информацией на тему «Влияние древних мифов на искусство».

 

Как И.Н.Крамской поступил в Петербургскую Академию художеств
(по материалам книги А. Ненарокомовой «Крамской»)

Когда Иван Николаевич Крамской приехал в Петербург, то встретил людей, которые видели в нем талант и хотели помочь поступить в Академию художеств, о чем страстно мечтал Иван Николаевич. Это были Михаил Борисович Тулинов, который первый заметил способности Крамского, и приятель Литовченко, будущий известный исторический живописец. Вот Литовченко и посоветовал систематически упражняться в рисовании с гипсовых слепков.

«Просьба исполнена. На столе перед ним стояла голова Венеры. Строгие, благородные черты богини любви и красоты казались не сложными для восприятия, принялся за работу... Но странное дело, чем дальше Крамской рисовал, тем менее оставался доволен. Что-то не давалось ему в облике богини».

Однажды вечером в дверь к Крамскому постучались, и на пороге возник Литовченко. В руках его был огромный сверток. Перед Крамским опять оказался античный гипсовый слепок. Это был Лаокоон.

«Лаокоон, как рассказывал миф, жил в древнем городе Трое и был служителем храма, жрецом. Греческие боги решили погубить Трою, но Лаокоон предупредил троянцев о грозящей опасности, посоветовал им не втаскивать в городские ворота деревянного коня, оставленного греками в качестве подарка, после того как они сняли неудавшуюся осаду. На самом деле "подарок" был военной хитростью: внутри деревянного коня прятались греческие воины. Троянцы не послушали совета Лаокоона, и Троя пала. Лаокоон же вместе с двумя сыновьями был по велению богов задушен змеями. И еще до нашей эры скульпторы из Родоса изваяли мраморную группу, изображающую жреца и его сыновей, оплетенных мощными гадами».

Именно с этой античной фигуры и был сделан гипсовый слепок головы Лаокоона, который предстояло нарисовать. Теперь Крамскому стало понятно искусно переданное древними ваятелями предельное напряжение мускулов лица, сила и мука, отраженные на нем. В тот же вечер Крамской сел за работу... Он не знал, сколько прошло времени. Но в целом рисунок получился. Литовченко, Тулинову и другим знакомым художникам работа тоже понравилась. Все единодушно решили – можно подавать в Совет Академии.

Работу оценили по достоинству. Осенью 1857 года Иван Николаевич был зачислен учеником Петербургской Академии художеств. Мечта, так давно лелеемая им, сбылась.

 

О скульптуре Феодосия Щедрина «Марсий»
(по материалам книги П. Федоренко «Берег дальний»)

«Отец исполнил фигуру Марсия еще в молодости, в Париже. Туда его направляла Академия художеств. Отец берег Марсия, часто на него посматривал.

Сильвестру уже рассказали о том, как Марсий вызвал на состязание в музыке самого бога искусств Аполлона. Марсий как никто хорошо играл на свирели. Когда он играл, притихали в рощах птицы, ручьи замедляли свое течение. Но Аполлон – недаром могучий бог – победил Марсия. Когда он играл на своей кифаре, ее звуки – певучие, мелодичные – покорили и рощи, и горы, и море, и небо. И тогда Аполлон казнил Марсия, чтобы никто больше не осмеливался вызывать его на состязание: с Марсия, с живого, содрали кожу.

Отец заметил, что Сильвестр часто останавливается возле Марсия, сказал весело: “Смотри, смотри, набирайся ума... Неспроста помнят художники Марсия. Всегда перед художником два пути: либо он дерзает бороться с богом искусств, либо отступает, пугаясь судьбы Марсия. Только, по-моему, тот, кто отступает, не художник. Так что будем состязаться с Аполлоном”.

В мастерской у отца много других скульптур. Они приготовлены для Петергофских фонтанов.

Сильвестр любуется скульптурами. И вправду, отец состязается с богом искусств Аполлоном».

 

– Предлагаю рассмотреть иллюстрации с изображениями богов и героев. Что вы можете рассказать о каждой из этих работ скульптора (художника)?

(См. «Читаем, думаем, спорим...», с. 161, 166.)

 

6. Итог урока.

– Сегодня на уроке мы повторили такие понятия, как «миф» и «мифология». Обсудили содержание мифа «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг Геракла). Вы самостоятельно прочитали миф «Геракл спасает Гесиону, дочь Лаомедонта» в изложении двух разных авторов (Н. А. Куна и Р. Грейвса), сравнили их и дали правильные ответы о сюжете и манере изложения каждого автора. Также нами был рассмотрен вопрос о том, как древнегреческая мифология питала творчество поэтов, художников, композиторов.

- Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

 

Домашнее задание: пересказ мифа по выбору (запишите на аудио свой пересказ и отправьте учителю на проверку).

Урок 85. Мифы Древней Греции. 
Подвиги Геракла: "Скотный двор царя Авгия", "Яблоки Гесперид"

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru