Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Задачи:

формировать представления о жизни и творчестве Н. М. Рубцова как поэта – наследника русской классической традиции;

познакомиться с жизненным и творческим путём поэта, полном мытарств и скитаний;

увидеть, как дорога была поэту тема Родины, тема любви к природе.

 

 

Его стихи лучатся добрым светом.

Кайсын Кулиев

Слово о поэте.

Имя талантливого русского поэта Николая Михайловича Рубцова широко известно. Ему принадлежат такие замечательные стихи, как «Тихая моя родина», «В горнице», «Березы», «Русский огонек» и многие-многие другие. Более 130 песен положено на его стихи. Они проникают в душу, согревают сердце, по выражению поэта Кайсына Кулиева, «его стихи лучатся добрым светом». Добрый свет принадлежит человеку с достаточно сложной судьбой, человеку, которого жизнь словно испытывала на прочность. И он многое перенес, выстрадал, понял благодаря этим порой жестоким урокам судьбы. Критик Вадим Кожинов, «открывший» Рубцова, вспоминал: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время оставался “скитальцем” по самой своей сути».

Нет кабинета у поэта,

Но есть отличная черта –

Пиши стихи без кабинета,

Быстрей рождается строка.

А. Валуева

 

«Звезда полей». Анализ.

 

Звезда полей.

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

 

Вопросы для анализа:

– Каким чувством проникнуто это стихотворение?

– К какому жанру оно относится?

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать чувство любви к Родине?

– Почему стихотворение называется «Звезда полей»? В чем заключается его философский смысл?

– В какие минуты жизни лирический герой вспоминает о звезде полей, почему?

– Разделяете ли вы мысль, заключенную в последних строках стихотворения: «И счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей...»?

– Какие слова-синонимы вы можете подобрать к выражению «звезда полей»?

– Предложите другие варианты названия стихотворения. В чем вы видите удачу поэта, придумавшего название «Звезда полей»?

 

Согласны ли вы с точкой зрения:

Лирический герой – это часть природы, часть Вселенной. Образ звезды и Родины у Рубцова – это единое целое. Звезда – символ, восходящий к древним мифологическим образам. К этому символу обращались многие поэты-классики, к примеру, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» пишет: «...И звезда с звездою говорит». Николай Рубцов по-своему преображает этот образ, привносит свое понимание, свое видение. Как отмечают критики, творчество поэта является продолжением традиций русской классической литературы.

 

«В горнице». Анализ.

 

«В горнице».

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

 

Вопросы для анализа:

– Как образ звезды воспринимается вами в этом стихотворении?

– Каким вы увидели внутренний мир лирического героя?

– Какими чертами русского национального характера наделен лирический герой?

 

Согласны ли вы с точкой зрения:

Лирический герой в этом стихотворении делится самым сокровенным. Он просто распахивает душу, раскрывая свой внутренний мир. И мы видим, какими обычными радостями, повседневными заботами живет этот человек. Ему много не надо для счастья, для души.

 

«Листья осенние». Анализ.

 

«Листья осенние».

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался,-
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался!..
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

 

Вопросы для беседы:

– Каково настроение лирического героя в этом стихотворении? От чего оно зависит?

– Какова цветовая гамма стихотворения?

– Есть ли в этом стихотворении цветовые образы? Какие?

– Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение?

 

 

Различение образов лирического героя и автора.

При анализе стихотворений мы часто пользовались термином «лирический герой». А кто «автор»?

Не являются ли они одним и тем же лицом?

Нет!

В стихотворении могут быть описаны пылкие чувства влюблённого юноши и девушки. Автор не может быть девушкой при том, что он мужчина.

Или передаются терзания совести преступника. Вновь мы можем говорить, лирический герой не является создателем этих строк.

 

Внесём ясность!

Найдите в справочных материалах и интернете информацию по этой теме и выполните задания.

 

– Закончите фразы:

1. Лирический герой – это...

2. Лирическому герою в стихотворениях Н. Рубцова свойственно...

3. Отличительные черты характера лирического героя в этих стихотворениях мне видятся в следующем...

– Можно ли утверждать, что лирический герой Рубцова близок лирическому герою Есенина? В чем вам видится эта близость? Докажите свою точку зрения.

 

Итог урока.

Некоторые исследователи называют лирику Н. Рубцова «поэзией света». И это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Поэтическое слово Рубцова простое, искреннее, проникновенное. Природа для поэта – это та живительная сила, которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу. Известный литературный критик Вадим Кожинов писал: «Рубцов показал, что издревле основой жизни человека является единство с Божественными силами природы. Поэтический мир Рубцова проникнут любовью, светом и красотой, лишен какой-либо назидательности или нарочитости, задушевный, прекрасный и естественный, как сама Природа... Он жил в Природе, она – в нем».

Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Оно перед вами:

1. Жизнь поэта – это...

2. Поэтическое слово Николая Рубцова особенное...

3. Лирику Н. Рубцова называют «поэзией света», потому что...

4. Мне запомнились такие строки поэта...

5. Стихи поэта близки мне...

6. Основные мотивы творчества Н. Рубцова...

 

Домашнее задание.

Выучите наизусть одно из стихотворений Н. Рубцова («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице») (по выбору). Снимите видеоролик с вашим выразительным чтением наизусть стихотворения и отправьте учителю.

Урок 82. Н.М.Рубцов. Человеки и природа в "тихой лирике" Н.Рубцова. Лирический герой.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru