Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

формировать умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов;

закрепить умение графически обозначать орфограмму и употреблять глаголы в речи.

 

Пробное учебное действие.

 

Задание 1.

Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.

 

Кошки очень хорошо слыш_т. Овцы прекрасно вид_т. Он и мухи не обид_т. Услыш_шь хорошую песню, запиш_шь ее, потом выучи_шь и распева_шь с друзьями. По этой дороге мы ед_м долго. Разреза_т носом воду, ход_т в море пароходы.

 

Изучение нового материала.

 

Задание 2.

Выберите ТОЛЬКО ОДИН ВАРИАНТ.

Запишите по памяти:

 

1-й вариант – окончания глаголов 1-го спряжения;

2-й вариант – окончания глаголов 2-го спряжения.

 

Проверьте себя по теоретическим материалам учебника на стр. 121.

 

 

Первичное применение знаний в практическом действии.

 

Обратите внимание, что при написании глаголов в форме 1, 2, 3лица могут возникнуть затруднения. И тогда на помощь приходит знание спряжения глаголов. В задании 2 вы только что распределили глаголы по спряжениям.

 

А ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО?

 

ВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ АЛГОРИТМ ПРОШЛОГО УРОКА?

ОБРАЗОВЫВАЛИ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ ГЛАГОЛА?

А ПОТОМ ПО НЕЙ ОПРЕДЕЛЯЛИ СПРЯЖЕНИЕ?

И ВЫБИРАЛИ ПРАВИЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ?

 

Тогда вы должны были заметить, что

 

у глаголов I спряжения в личных окончаниях пишутся гласные –е- и –у- (-ю-),

 

а

 

у глаголов II спряжения в личных окончаниях пишутся гласные –и- и –а- (-я-)

 

Запомните это правило.

 

Но как быть, если определить спряжение по личному окончанию затруднительно, потому что оно не под ударением?

 

Например: бОр(ю/я)тся, Езд(я/ю)т, стро(ю/я)т

 

Возьмём учебник и ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО №25 на стр.122.

 

 

А теперь определите спряжение глагола СИДЕТЬ.

 

 

Затрудняетесь?

В том-то и дело, что по правилу на стр.122 он должен быть 1 спр., а если смотреть личные окончания - 2-го спр.:

 

сидИМ, сидИТе, сидИТ, сидЯТ.

 

По ударению в начальной форме глагола не всегда можно определить спряжение.

Правило определения спряжения глаголов, оканчивающихся на -оть,-еть,-ать,-ять,-уть касается глаголов с БЕЗУДАРНЫМИ СУФФИКСАМИ (это не окончания).Тогда автоматически мы относим такие глаголы к 1 спряжению.

Если же суффикс на конце глагола УДАРНЫЙ, мы обязаны проспрягать глагол, хотя бы в единственном числе. У глагола будут УДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ, которые нам подскажут спряжение глагола.

 

Например: сидЕть--сижу, сидИШЬ,сидИТ -- 2 спряжение явно.

 

 

 

Применим наши знания на практике

 

Задание 3.

Запишите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставьте пропущенные буквы (материал распечатан).

 

Смотр_шь и вид_шь, вздыха_шь и дыш_шь, начерт_шь и нарису_шь, отруб_шь – не пристав_шь, се_шь и ве_шь, слуша_шь и слыш_шь, напил_шь и накол_шь, верт_шь и гон_шь, держ_шь и включа_шь.

 

Задание 4.

Повторим работу уже в другом виде. Вставьте нужную гласную в личных окончаниях глаголов: Е или И.

https://learningapps.org/view375384

 

Задание 5.

Распределите глаголы по указанным формам. Примените знания о личных окончаниях глаголов.

https://learningapps.org/view547814

 

Контроль знаний (на оценку).

 

Выполните тестовое задание. Результат работы сфотографируйте и отправьте учителю.

https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/lichnyie-okonchaniya-glagolov.html

 

Подведём итоги.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Дайте оценку нашей работе.

 

Домашнее задание: §119. Упражнение 681 или 686.

Урок 152. Правописание глаголов с безударным личным окончанием.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru