Наши задачи:
формировать умение применять способ определения верного написания безударного личного окончания глагола и правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов;
закрепить умение графически обозначать орфограмму и употреблять глаголы в речи.
Пробное учебное действие.
Задание 1.
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов.
Кошки очень хорошо слыш_т. Овцы прекрасно вид_т. Он и мухи не обид_т. Услыш_шь хорошую песню, запиш_шь ее, потом выучи_шь и распева_шь с друзьями. По этой дороге мы ед_м долго. Разреза_т носом воду, ход_т в море пароходы.
Изучение нового материала.
Задание 2.
Выберите ТОЛЬКО ОДИН ВАРИАНТ.
Запишите по памяти:
1-й вариант – окончания глаголов 1-го спряжения;
2-й вариант – окончания глаголов 2-го спряжения.
Проверьте себя по теоретическим материалам учебника на стр. 121.
Первичное применение знаний в практическом действии.
Обратите внимание, что при написании глаголов в форме 1, 2, 3лица могут возникнуть затруднения. И тогда на помощь приходит знание спряжения глаголов. В задании 2 вы только что распределили глаголы по спряжениям.
А ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО?
ВЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ АЛГОРИТМ ПРОШЛОГО УРОКА?
ОБРАЗОВЫВАЛИ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ ГЛАГОЛА?
А ПОТОМ ПО НЕЙ ОПРЕДЕЛЯЛИ СПРЯЖЕНИЕ?
И ВЫБИРАЛИ ПРАВИЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ?
Тогда вы должны были заметить, что
у глаголов I спряжения в личных окончаниях пишутся гласные –е- и –у- (-ю-),
а
у глаголов II спряжения в личных окончаниях пишутся гласные –и- и –а- (-я-)
Запомните это правило.
Но как быть, если определить спряжение по личному окончанию затруднительно, потому что оно не под ударением?
Например: бОр(ю/я)тся, Езд(я/ю)т, стро(ю/я)т
Возьмём учебник и ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО №25 на стр.122.
А теперь определите спряжение глагола СИДЕТЬ.
Затрудняетесь?
В том-то и дело, что по правилу на стр.122 он должен быть 1 спр., а если смотреть личные окончания - 2-го спр.:
сидИМ, сидИТе, сидИТ, сидЯТ.
По ударению в начальной форме глагола не всегда можно определить спряжение.
Правило определения спряжения глаголов, оканчивающихся на -оть,-еть,-ать,-ять,-уть касается глаголов с БЕЗУДАРНЫМИ СУФФИКСАМИ (это не окончания).Тогда автоматически мы относим такие глаголы к 1 спряжению.
Если же суффикс на конце глагола УДАРНЫЙ, мы обязаны проспрягать глагол, хотя бы в единственном числе. У глагола будут УДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ, которые нам подскажут спряжение глагола.
Например: сидЕть--сижу, сидИШЬ,сидИТ -- 2 спряжение явно.
Применим наши знания на практике
Задание 3.
Запишите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Вставьте пропущенные буквы (материал распечатан).
Смотр_шь и вид_шь, вздыха_шь и дыш_шь, начерт_шь и нарису_шь, отруб_шь – не пристав_шь, се_шь и ве_шь, слуша_шь и слыш_шь, напил_шь и накол_шь, верт_шь и гон_шь, держ_шь и включа_шь.
Задание 4.
Повторим работу уже в другом виде. Вставьте нужную гласную в личных окончаниях глаголов: Е или И.
https://learningapps.org/view375384
Задание 5.
Распределите глаголы по указанным формам. Примените знания о личных окончаниях глаголов.
https://learningapps.org/view547814
Контроль знаний (на оценку).
Выполните тестовое задание. Результат работы сфотографируйте и отправьте учителю.
https://testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/lichnyie-okonchaniya-glagolov.html
Подведём итоги.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Дайте оценку нашей работе.
Домашнее задание: §119. Упражнение 681 или 686.