Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Цели:

  • учиться выделить в тексте нужные для характеристики литературного героя слова и выражения;
  • развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное;
  • формировать внимание к выразительным средствам языка;
  • развивать аналитическое мышление, творческие способности;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, интерес к творчеству писателя,
  • воспитывать гуманное отношение к братьям меньшим.

 

Вечные вопросы

Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать ответы на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.

 

Дома вы читали рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес»

- Что узнали о писателе?

 

Штрихи к портрету:

-не сразу нашёл свой путь

-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,

-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале

-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького

 

Казаков-«охотник»

Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.

А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.

Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.

 

Эпиграф

«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.

 

Посвящение

В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.

 

Аналитическая работа по рассказу.

 

Часть 1.

- Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?

(Наш вариант «О его прошлом можно только догадываться…», а вы как считаете?)

 

- Кто главный герой этой главы?

- Какова история появления пса в городе?

- Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

- существительные

- прилагательные и причастия

- глаголы

 

  • Часть 2-3

- Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа?

(Наш вариант: «Однажды в доме появился ещё один обитатель». А вы как считаете?)

- Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?

 

- Что узнали о докторе?

- существительные:

- прилагательные, причастия:

- глаголы:

 

Доктор

- Как в доме появился ещё один обитатель?

- Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).

- Как получил пёс своё имя?

(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).

 

В судьбу вмешался человек, и всё переменилось

Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур – красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.

В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».

 

Арктур

Арктур становится домашним псом.

- Как Арктур относится к соему хозяину?

 

Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.

- Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?

- Кто ещё является героем 2-ой части?

- Что нам о нём известно?

 

Рассказчик

- Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику?

 

  • Часть 4-6

Самостоятельная работа по тексту

- Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?

план

раньше

после знакомства с лесом

1.Движение

 

2.Голос

 

3. Ощущения, чувства

4.Жизнь

 

 

 

- Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью.

 

Жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу новые впечатления и открытия. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.

Слайд №22 (Необыкновенный гончий пёс).

(Разнеслась слава. Хотят купить охотники.).

Прочитайте синквейн №3 на тему «Арктур».

Слайд №23 (Синквейн №22).

 

  • Композиция рассказа. Проектор отключается.

- Как построен рассказ?

- Внимательно ли мы читали рассказ?

Далее записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.

 

I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.

II. Развитие сюжета.

1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.

2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.

3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.

4. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе” — гл. 5–6.

5. - “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” гл. 7.

6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.

III. Эпилог.

“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.

 

- Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.

- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?

- Как долго прожил Арктур у доктора?

- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?

- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

- А самое главное событие в его жизни?

 

“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”

. Объясните смысл последнего предложения. - Что общего у собаки с этой звездой?

 

Звезда

Арктур

— немеркнущая;
— особенная (самая яркая в северном полушарии);
— выделяется среди других;
-происхождение звёзд неизвестно.

— память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”);
— особенный:
силён и велик;
чутьё; слышал тончайшие звуки; никогда не скулил;

— происхождение пса неизвестно.

 

- Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего “громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?

- Как он погибает?

- Как прожил пес эту короткую жизнь? Какими словами можем определить, оценить его жизнь?

 

- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?

- А почему рассказ так называется?

 

Проверочная работа: https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-rasskazu-kazakova-arktur-gonchij-pes

Результаты работы сфотографировать или сделать скриншот и отправить учителю.

 

 

 

Домашнее задание: Выписать ключевые слова, создающие слуховой образ лая пса. Ответы записать в тетради для работ по литературе, сфотографировать и и выложить в СГО (или отправить учителю)

 

Ответы на некоторые вопросы:

 

Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.

- существительные (пёс, бродяга)

- прилагательные и причастия (чёрный, насторожённый, неуверенный, бездомный, угрюмый, неловкий, недоверчивый)

- глаголы (приплыл на льдине, заволновался, неловко прыгнул, остался жить в городе, научился выть, как волк, часто болел, рылся на свалках, получал пинки, претерпел великие мытарства, настала горькая и трудная жизнь)

 

Что узнали о докторе?

- существительные (доктор, хозяин)

- прилагательные, причастия (вечно занятый, молчаливый, иногда был равнодушным, но чаще всего был добр, одинок)

- глаголы (любит петь, лечит детей, живёт один, обедал и спал на террасе).

 

Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?

(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).

- Как получил пёс своё имя?

(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).

 

В результате работы должен получиться план.

I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.

II. Развитие сюжета.

1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.

2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.

3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.

4. “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” — гл. 5–6.

5. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе”- гл. 7.

6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.

III. Эпилог.

“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.

 

Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.

- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?

( о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)

- Как долго прожил Арктур у доктора?

(Около трёх месяцев.)

- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?

(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)

- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.

( Варианты ответов: “Встретил хозяина”, “Нашёл хлеб и кров”, “Узнал лес”, “Научился гонять дичь”, “Его полюбили” и т.д.)

- А самое главное событие в его жизни?

(главное — это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом)

Урок 81. Внутрипредметный модуль "За страницами учебника литературы". 
Ю.П.Казаков. "Арктур - гончий пёс".
"Никто на земле не рождается бесцельно..."

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru