Цели:
Вечные вопросы
Юрий Казаков обладал замечательным даром просто, увлекательно и искренне говорить о сложном, да-вать ответы на вечные вопросы: зачем должен жить человек? Что главное в его жизни? В основе его лучших рассказов зачастую лежит подлинный случай.
Дома вы читали рассказ Ю.П.Казакова «Арктур – гончий пес»
- Что узнали о писателе?
Штрихи к портрету:
-не сразу нашёл свой путь
-долго увлекался музыкой (виолончель, контрабас), мечтал стать дирижёром оркестра,
-хотел увидеть свою фамилию напечатанной в афише, в газете или в журнале
-увлечение литературой привело его в 1953 г. в Литературный институт им. А.М. Горького
Казаков-«охотник»
Ю.Казаков много ездил по стране. Он занимался альпинизмом, ловил рыбу, охотился.
А стрелком он был неважным. Главная “охота” Казакова была не за дичью, а за своими будущими рассказами.
Юрий Павлович Казаков был очень добрым и отзывчивым человеком. Он нежно относился к людям, порой стесняясь своей нежности и пряча её за напускной суровостью.
Эпиграф
«Никто на земле не рождается бесцельно… и … нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению» это слова из 8-ой главы рассказа Казакова про Арктура.
Посвящение
В 1957 году вышел в свет рассказ «Арктур – гончий пёс», посвящённый М.Пришвину.
Юрий Казаков, увлечённый творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север, прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе.
Аналитическая работа по рассказу.
Часть 1.
- Как вы словами автора озаглавили 1-ую главу?
(Наш вариант «О его прошлом можно только догадываться…», а вы как считаете?)
- Кто главный герой этой главы?
- Какова история появления пса в городе?
- Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.
- существительные
- прилагательные и причастия
- глаголы
- Как вы озаглавили 2-ую часть рассказа?
(Наш вариант: «Однажды в доме появился ещё один обитатель». А вы как считаете?)
- Если в первой части главным героем был только пёс, ещё какие герои появляются в рассказе?
- Что узнали о докторе?
- существительные:
- прилагательные, причастия:
- глаголы:
Доктор
- Как в доме появился ещё один обитатель?
- Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?
(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).
- Как получил пёс своё имя?
(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).
В судьбу вмешался человек, и всё переменилось
Если в апреле-мае посмотреть на звёздное небо, то в Северном полушарии можно увидеть такие созвездия Волопаса, Волосами Вероники, Гончие псы. Самой яркой звездой среди них будет Арктур – красный гигант, ярчайшая звезда в созвездии Волопаса и всего Северного полушария. Четвёртая по яркости звезда ночного неба. Видна она со всех континентов. Это единственная звезда, которую можно разглядеть днём в телескоп.
В рассказе Юрия Казакова «Арктур — гончий пёс» доктор называет случайно попавшего в его дом пса Арктуром в честь «большой звезды, синим блеском переливающейся низко над горизонтом».
Арктур
Арктур становится домашним псом.
- Как Арктур относится к соему хозяину?
Автор наделяет пса человеческими чертами, что позволяет оценивать его характер более глубоко. И в дальнейшем мы обратим внимание на этот прием.
- Как могла бы сложиться жизнь собаки, если бы в доме доктора больше никого не было?
- Кто ещё является героем 2-ой части?
- Что нам о нём известно?
Рассказчик
- Какое изменение произошло в жизни Арктура благодаря рассказчику?
Самостоятельная работа по тексту
- Какие изменения произошли в псе после знакомства с лесом? Каким он был раньше и какой он теперь?
план | раньше | после знакомства с лесом |
1.Движение
2.Голос
3. Ощущения, чувства 4.Жизнь |
|
|
- Объясните фразу из рассказа, сказанную об Арктуре: «Любовь к хозяину боролась в нём с охотничьей страстью.
Жизнь собаки наполнилась новым содержанием, обрела цель, смысл. Каждый последующий день приносил псу новые впечатления и открытия. Арктур не просто бесцельно носился по лесу, а служил незримому хозяину-охотнику, исполняя своё предназначение. Делать это приходилось, преодолевая слепоту, терпя боль и голод, разрываясь между любовью к доктору и зовом крови.
Слайд №22 (Необыкновенный гончий пёс).
(Разнеслась слава. Хотят купить охотники.).
Прочитайте синквейн №3 на тему «Арктур».
Слайд №23 (Синквейн №22).
- Как построен рассказ?
- Внимательно ли мы читали рассказ?
Далее записан цитатный план к рассказу, но в нём нарушена последовательность. Вам нужно её восстановить, соотнести с конкретными главами и композиционными частями.
I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.
II. Развитие сюжета.
1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.
2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.
3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.
4. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе” — гл. 5–6.
5. - “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” гл. 7.
6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.
III. Эпилог.
“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.
- Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.
- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?
- Как долго прожил Арктур у доктора?
- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?
- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.
- А самое главное событие в его жизни?
“Никакая собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”
. Объясните смысл последнего предложения. - Что общего у собаки с этой звездой?
Звезда | Арктур |
— немеркнущая; | — память о нём остаётся (“мыслью возвращался туда, на маленькую гривку с сухой обломанной елью”); — происхождение пса неизвестно. |
- Почему автор убеждён, что Арктур был достоин своего “громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!”?
- Как он погибает?
- Как прожил пес эту короткую жизнь? Какими словами можем определить, оценить его жизнь?
- Как вы думаете, автор в рассказе рассуждает только о жизни и смерти собаки или в рассказе имеется более глубокая мысль?
- А почему рассказ так называется?
Проверочная работа: https://kupidonia.ru/viktoriny/test-po-rasskazu-kazakova-arktur-gonchij-pes
Результаты работы сфотографировать или сделать скриншот и отправить учителю.
Домашнее задание: Выписать ключевые слова, создающие слуховой образ лая пса. Ответы записать в тетради для работ по литературе, сфотографировать и и выложить в СГО (или отправить учителю)
Ответы на некоторые вопросы:
Найдите слова и выражения, которыми автор описывает жизнь пса.
- существительные (пёс, бродяга)
- прилагательные и причастия (чёрный, насторожённый, неуверенный, бездомный, угрюмый, неловкий, недоверчивый)
- глаголы (приплыл на льдине, заволновался, неловко прыгнул, остался жить в городе, научился выть, как волк, часто болел, рылся на свалках, получал пинки, претерпел великие мытарства, настала горькая и трудная жизнь)
Что узнали о докторе?
- существительные (доктор, хозяин)
- прилагательные, причастия (вечно занятый, молчаливый, иногда был равнодушным, но чаще всего был добр, одинок)
- глаголы (любит петь, лечит детей, живёт один, обедал и спал на террасе).
Опишем теперь пса глазами рассказчика. Каким он увидел пса?
(«Лоб и уши были покрыты побелевшими рубцами»; «худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком»; «мертвые глаза»).
- Как получил пёс своё имя?
(В момент, когда доктор принял решение оставить собаку и подбирал ей имя, он заметил взошедшую на небе звезду. Её название и стало именем собаки. Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае).
В результате работы должен получиться план.
I. Экспозиция. “О его прошлом можно только догадываться” — гл. 1.
II. Развитие сюжета.
1. “Однажды в доме появился ещё один обитатель”.
2. “Собаки бывают разные... Арктур не был похож ни на одну из них” — гл. 2–3.
3. “Лес ошеломил Арктура” — гл. 4.
4. “С этого дня жизнь его пошла другим чередом” — гл. 5–6.
5. “Слава о необыкновенном гончем псе скоро разнеслась по городу и по всей округе”- гл. 7.
6. “...Если бы все прекрасные истории имели счастливый конец” — гл. 8.
III. Эпилог.
“...Ни одна собака не была так достойна громкого имени, имени немеркнущей голубой звезды!” — гл. 9.
Теперь соотнесём главы и периоды жизни главного героя.
- О чём говорится в первой главе — экспозиции рассказа?
( о большей части жизни Арктура, но этому посвящена только одна глава.)
- Как долго прожил Арктур у доктора?
(Около трёх месяцев.)
- Почему же этому периоду писатель посвящает семь глав?
(Видимо, потому, что эти три месяца оказались важнее всей предыдущей жизни.)
- Что же произошло за это время? Дайте ответ одним предложением.
( Варианты ответов: “Встретил хозяина”, “Нашёл хлеб и кров”, “Узнал лес”, “Научился гонять дичь”, “Его полюбили” и т.д.)
- А самое главное событие в его жизни?
(главное — это осознание Арктуром себя не просто собакой, а гончим псом)