Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

познакомиться с жизнью и творчеством льговского поэта и журналиста;

охарактеризовать особенности его творчества;

учиться анализу стихотворений, отбору материала;

развивать умения анализировать поэтическое произведение, выявлять тему, идею.

 

 

Знакомство с биографией поэта.

 

Во Льгове, на здании межпоселенческой библиотеки открыли мемориальную доску ветерану Великой Отечественной войны, журналисту, поэту и художнику, земляку Евгению Кирилловичу Маслову.

Льгов называют литературной столицей Курской области. Здесь родились наши знаменитые писатели Николай Асеев, Аркадий Гайдар. Здесь жил и работал Валентин Овечкин, автор знаменитых «Районных будней». И почти в одно время с ним писал свой «Дневник председателя» Евгений Кириллович Маслов. Он писал о том, что пережил и перечувствовал сам. Фронтовик, прошедший Великую Отечественную войну и закончивший ее в Берлине. Человек, награжденный орденом Отечественной войны 1-й степени, многочисленными медалями. А после войны – работа на родной земле – бригадир, председатель колхоза.

Талант и сила родной земли, стали, наверное, главными составляющими литературного успеха Евгения Кирилловича. Он работал в районной газете, писал стихи, которые читали по Центральному радио, работал на Курском областном радио, учился в литературном институте имени Горького, печатался в центральных газетах и журналах, издавал книги стихов и прозы, был членом Союза журналистов России.

Творческое наследие таких людей - наш золотой фонд, наша история.

 

В книге "Прикованный Прометей" Маслов Евгений Кириллович пишет о себе:

 

Почему «Прикованный Прометей»? В 1944 году перед Минской военной операцией «Багратион» наш 32-й мотострелковый полк оперативных войск находился в городе Клинцы Брянской области. К нам в полк поэт прибыл Юрий Яновский. Он посмотрел мои стихи и сказал: «Ты, Евгений, со своею неграмотностью, как «Прикованный Прометей». Учиться бы надо, да когда? Война».

Я действительно был дремуче-неграмотный. В нашей деревне Кончанке, что в Больших Угонах Льговского района Курской области, до Великой Отечественной войны почти все ученики кончали 3—4 класса. Я пошел в пятый, но, глядя на своих сверстников, дальше учиться не стал. А тут математика, заедала... Пошел работать в колхоз.

В деревне у нас была поголовная косноязычность. В говоре преобладали слова «каго», «щаго», «сычас», «учера»... Грамотных не было. Даже председатель колхоза Суглобов А. М., отличный хозяйственник, в одном слове из трех букв делал пять ошибок: вместо ЕЩЕ писал ИСТЧО. А мы, ребятня, на колхозных работах изъяснялись в основном на языке мата.

Прошли годы, и я с горестным сожалением смотрел на свои неграмотные стихи. Путем самообразования пришлось преодолевать пробел в биографии.

После войны, работая председателем колхоза, тоже пришлось испытать печальную судьбу «Прометея».

 

Маслов Евгений Кириллович родился в 1921 году и прожил долгую трудовую жизнь. В 2007 году жители Льгова с почестями проводили своего земляка.

 

Анализ произведений.

 

Познакомимся с некоторыми стихотворениями поэта.

 

ГРАД ОЛЕГОВ

 

Пришлось и мне пройтись по свету.

Но где б ни был, не видел рай.

Милей тебя и краше нету,

Мой город Льгов — любимый край.

Извивы Сейма, луг зеленый,

Полей задумчивая грусть.

И я, как в девушку влюбленный,

Тобой любуюсь и горжусь.

Стоишь, как витязь, над рекою,

Подняв забрало к облакам

И трудовой своей рукою

Стучишь в грядущие века.

Ты залечил былые раны,

Сады раскинул по горам;

На стройках краны-великаны

Салюты шлют иным мирам.

Смотрю на парк, на серпик лунный,

Смотрю в глухую даль времен,

Там гусляров вздыхают струны,

Там конский бег и копьев звон.

То предки наши ломят гуннов,

Разят врагов иных племен:

То половцев, то печенегов,

То грудь на грудь,

то в дикий скач...

О, город мой! Под этим небом

И стон стоял, и вопль, и плач.

Тут рыскал Гзак голодным волком

И жег Кончак твои луга,

То гнет монгольский правил долго,

То рдела «Курская дуга».

Но ты не сникнул, град Олегов.

И потому тобой горжусь.

 

- Какие исторические периоды жизни города отмечает в своё стихотворении Маслов?

- Как жизнь Родины поэта связана историей страны?

- Какое средство изобразительности использует автор, создавая образ города?

 

Обратите внимание на то, как меняется образ Родины. Теперь он похож на женщину.

 

ГЛАЗА

 

Родилась ты в глубине России.

И мать твоя с монголом не дружила,

нет

Но глаза твои чуть-чуть косые

Роняют отблеск тex далеких лет,

Что прячутся в туман столетий,

Как лунный серпик за курган.

Тогда на всем Восточном свете

Хозяевал жестокий Чингисхан.

Враги в полон красавиц брали.

Рыдали матери у ног кривых.

И ты подумай, не твоя ли

Была прабабушка одной из них?

Одной из тех красавиц русских,

Подобных вешней утренней заре,

Чей взгляд в глазах монгольских,

узких,

Снежинками холодными горел.

Травинкой смятою на поле

Она терпела произвол врагов...

Да, не по доброй сердца воле

Смесилась русских и монголов кровь.

Далекую трагедию России

Напоминают мне, как дождь, роса,

Твои блестящие, косые,

Монгольской выкройки глаза.

29/IV-62 г.

 

 

* * *

Заантенненные крыши,

Облака, что льдины.

Лето ярко пишет

Чудные картины.

В разнотравье буйном

Шалый ветерок.

С речки тихоструйной

Слышен говорок.

Дали неоглядные,

Трели соловья,

Вот она, нарядная

Родина моя.

26/VI-79 г.

 

В следующем стихотворении он размышляет об изменениях, произошедших в стране и в душах людей.

 

* * *

Бушует осень надо Льговом,

Над Среднерусской полосой.

И в бюст Гайдара в сквере голом

Все хлещет, хлещет дождь косой.

Мне так обидно за Гайдара —

Героя наших славных дней.

Он труд и жизнь — все отдал даром

Великой родине своей.

Он был военным с юных лет,

В шинель походную одет.

Теперь легендой вечной стал,

Но ни власть и ни народ.

Как всадника, летящего вперед,

Не вознесли на пьедестал.

Лишь бюст на столбике — и только.

О, Родина! Он твой великий сын!

Ему не холодно, не больно

Под этим дождиком косым.

К нему всегда дорожкой торной

Идут, идут толпы людей.

И он глядит с улыбкой скромной,

С печалью скрытой в доброте.

И этот бюст — ему отрада

У Сейма тихих берегов...

Не ставьте памятник, не надо:

Он вам не скажет резких слов.

2/XI-74 г.

 

- Что вам известно о А.Гайдаре?

- Какие произведения А.Гайдара вы читали?

- Почему так горько размышляет Маслов, вспоминая А.Гайдара?

 

Но главной темой Е.К.Маслова является тема родной природы, родной земли.

Прочитаем ещё одно стихотворение.

 

РОДИНА

 

Ракиты, ракиты, ракиты —

Зеленые шапки волос,

Парнишкою всеми забытым

Не вместе ли с вами я рос?

Волшебное что-то несли облака,

Зазывно в осоки манила река.

Склоняли головки покорно цветы.

А сколько являли поля красоты!

Дожди навесные плыли чередою.

Пьянящее солнце резвилось в лучах.

И аист, как страж, над трубою

Достойно покоил отцовский очаг.

Птицей большой белокрылою

Грезится даже во сне

Щедрая, добрая, милая,

Хлебная Родина мне.

28/ХI-78г.

 

Подведём итоги.

 

- Чем вам понравилась личность Е.К.Маслова?

- Какое стихотворение вас больше заставило задуматься?

 

Каждый поэт продолжает жить в своём творчестве только тогда, когда его стихотворения читают. Только так его голос проносится через столетия и доходит до потомков.

 

И вашей задачей будет выразительно прочитать понравившееся стихотворение, записать его на аудио и отправить на проверку.

 

 

 

Домашнее задание: подготовьте выразительное чтение стихотворения Е.К.Маслова, запишите на аудио и отправьте на проверку.

Урок 33. Евгений Кириллович Маслов. Фронтовик, журналист, писатель и поэт.
Тема родной земли и памяти в стихотворениях поэта.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru