Задание №3
Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
Формулировки задания:
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.
2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.
3) А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!
4) Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться со старым приятелем...
2) Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.
3) Славная страна для охоты!.. А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
4) Эти слова были произнесены с иронической улыбкой.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру.
2) Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию.
3) Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.
4) Девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол, и кончая приятельницами Лидии
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) (18)— Опять ваша точка зрения! — усмехнулся Гвоздев.
2) (32)А что, как он побьет меня?
3) (22)Он, опустив голову, ждал ответа.
4) 19)— Эхма, господа, господа!
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (10)Вы знаете, как мне больно вас огорчать отказом...
2) (8)Юрий слышал, как он говорил на ходу о чем-то просившему его хозяину:
3) (22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ.
4) (1)Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.
Ответ: ___________________________
Алгоритм выполнения задания.
1) Внимательно прочитайте задание и варианты ответов. Обычно в формулировка задания звучит так: "Укажите предложение, в котором средством выразительности является (метафора, эпитет, фразеологизм и т.д.... "
2) Обратите внимание на то, какое именно средство выразительности необходимо найти. Это важно, потому что среди вариантов ответа могут быть предложения с другими средствами выразительности, а могут быть и такие варианты, в которых средства выразительности отсутствуют.
Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.
Обоснование ответа
Ответ: 2
Что должны знать.
В спецификации контрольных измерительных материалов указано, что 3-е задание проверяет учащегося на знание выразительных средств лексики и фразеологии. Это значит, что синтаксические средства для этого задания учить не нужно.
Поэтому важно выучить определения и примеры.
Во-первых, потому что существуют средства выразительности со схожими определениями (метафора, метонимия, синекдоха; историзмы, архаизмы), тут на помощь придут примеры.
Во-вторых, помимо "популярных" средств выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение), которые обычно попадаются в тренировочных тестах, необходимо знать и другие средства лексики и фразеологии, которые могут быть на реальном экзамене.
Повторяем теорию.
В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.
Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; — фразеологизмы; — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.
Эпитет(в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев),седой туман, лимонный свет, немой
покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
— существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья былинапряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
—деепричастиями:волны несутся гремя исверкая;
—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
— причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор.
(М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:— формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов);
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова);
Сравнения выражаются различными способами: — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова); — при помощи сравнительных придаточных предложений: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
(С. А. Есенин)
Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы: 1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные(индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло
(A. Ахматова);
И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.
Олицетворение— это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
Метонимия(в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: — между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов); — между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин); — между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); — между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов); — между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)
Синекдоха(в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит: — с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин); — с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина — «Петра творенье»,«Полнощных стран краса и диво»,«град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой —«рыцарь без укоризны»,«голубоглазый снеговой певец»,«снежный лебедь»,«вседержитель моей души».
Гипербола(в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова?
(И. А. Крылов)
Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) —очи(поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут бытьконтекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй илизлой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной.
Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется: 1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята); 2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж., золотые руки — одобр.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (без царя в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики: 1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька | б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться , околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные |
а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты | б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий |
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе: — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка); — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе: — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка); — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина); — лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).
Вопрос № 1
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Вопрос № 2
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Вопрос № 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Вопрос № 4
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Вопрос № 5
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Вопрос № 6
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
Вопрос № 7
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
Вопрос № 8
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Вопрос № 9
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
Вопрос № 10
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
Проверьте свои силы
Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий: