Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Задание №3

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

Формулировки задания:

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети.

2) Я стал вглядываться и узнал моего старого знакомца Казбича.

3) А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!

4) Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Если вы захотите еще немного подождать, - сказал я, - то будете иметь удовольствие увидаться со старым приятелем...

2) Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге.

3) Славная страна для охоты!.. А бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

4) Эти слова были произнесены с иронической улыбкой.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Двенадцатилетняя Тиночка Руднева влетела, как разрывная бомба, в комнату, где ее старшие сестры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру.

2) Старый пьяница, но глубокий знаток своего дела, Акинфыч сначала обыкновенно долго не соглашался и ворчал на депутацию.

3) Она не выносила никакого шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.

4) Девочек постоянно навещали подруги всевозможных возрастов, начиная от Катиных сверстниц, приводивших с собою в гости своих кукол, и кончая приятельницами Лидии

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) (18)— Опять ваша точка зрения! — усмехнулся Гвоздев.

2) (32)А что, как он побьет меня?

3) (22)Он, опустив голову, ждал ответа.

4) 19)— Эхма, господа, господа!

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) (10)Вы знаете, как мне больно вас огорчать отказом...

2) (8)Юрий слышал, как он говорил на ходу о чем-то просившему его хозяину:

3) (22)Юрий не видел, как постепенно прояснялось хмурое чело Антона Григорьевича и как смягчалось мало-помалу строгое выражение его губ.

4) (1)Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих.

Ответ: ___________________________

Алгоритм выполнения задания.

1) Внимательно прочитайте задание и варианты ответов. Обычно в формулировка задания звучит так: "Укажите предложение, в котором средством выразительности является (метафора, эпитет, фразеологизм и т.д.... "

2) Обратите внимание на то, какое именно средство выразительности необходимо найти. Это важно, потому что среди вариантов ответа могут быть предложения с другими средствами выразительности, а могут быть и такие варианты, в которых средства выразительности отсутствуют.

 

Образец выполнения задания.

Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

  1. Взошло солнце, и в море вонзилась тысяча огненных спиц.
  2. Шум утихает, как дождь, пролившийся внезапно над лесом.
  3. “Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?” - сказала Нина.
  4. Я подошла к краю и остановилась у перил, ещё пахнущих свежей краской.

Обоснование ответа

  1. В первом предложении есть развёрнутая метафора (вонзилась тысяча огненных спиц).
  2. Во втором предложении есть сравнение (как дождь). Это и будет ответом.
  3. В третьем предложении есть фразеологизм (валять дурака).
  4. В четвёртом предложении нет выразительных средств, все слова употребляются в прямом значении.

Ответ: 2
 

Что должны знать.

В спецификации контрольных измерительных материалов указано, что 3-е задание проверяет учащегося на знание выразительных средств лексики и фразеологии. Это значит, что синтаксические средства для этого задания учить не нужно.

Поэтому важно выучить определения и примеры.

Во-первых, потому что существуют средства выразительности со схожими определениями (метафора, метонимия, синекдоха; историзмы, архаизмы), тут на помощь придут примеры.

Во-вторых, помимо "популярных" средств выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение), которые обычно попадаются в тренировочных тестах, необходимо знать и другие средства лексики и фразеологии, которые могут быть на реальном экзамене.

 

Повторяем теорию.

В лексике и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (в пер. с греч. — поворот, оборот, образ) — специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Помимо тропов, средствами языковой выразительности в лексике и фразеологии могут являться: — синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; — фразеологизмы; — стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет(в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение. К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев),седой туман, лимонный свет, немой

покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко...(М. Ю. Лермонтов); Листья былинапряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

деепричастиями:волны несутся гремя исверкая;

местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

 

Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты. Врагом сыны отечества разбиты, И зарево, как вечный метеор, Играя в облаках, пугает взор.

(М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:— формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным юность пролетела, Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов);

— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее. (А. Ахматова);

Сравнения выражаются различными способами: — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь, в смиренную обитель Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

— при помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза (А. Ахматова); — при помощи сравнительных придаточных предложений: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Точно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.

(С. А. Есенин)

 

Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы: 1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные(индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло

(A. Ахматова);

И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. 

 

Олицетворение— это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

 

Метонимия(в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи: — между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов); — между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин); — между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин); — между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов); — между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

 

Синекдоха(в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит: — с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин); — с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

 

Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина — «Петра творенье»,«Полнощных стран краса и диво»,«град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой —«рыцарь без укоризны»,«голубоглазый снеговой певец»,«снежный лебедь»,«вседержитель моей души».

 

Гипербола(в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

 

Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

 

Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова?

(И. А. Крылов)

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) —очи(поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

 

Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут бытьконтекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй илизлой,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

Фразеологизмы как средства языковой выразительности

 

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется: 1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята); 2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж., золотые руки — одобр.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (без царя в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики: 1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

 

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной

эмоционально-экспрессивной

оценкой: неодобрительные: домысел, препираться

, околесица; пренебрежительные: выскочка,

деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные

Стилистически окрашенная лексика

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе: — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка); — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе: — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка); — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной, бранной, — находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач); — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина); — лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: массмедиа, слоган, тинейджер).


Тренировочное задание.

Вопрос № 1

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.
  2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.
  3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.
  4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.
  2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.
  3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.
  4. У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.
  2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.
  3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.
  4. Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.
  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.
  3. Характер у неё был вулканического происхождения.
  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.
  2. Я понял, что судьба моя висит на волоске.
  3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.
  4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.
  2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.
  3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.
  4. Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.
  2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.
  3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.
  4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 8

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.
  2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.
  3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.
  4. На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.
  2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.
  3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.
  4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.
  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.
  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.
  4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.


Проверьте свои силы

 

Авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий:

Комментариев:
Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru