Наши цели:
развивать логическое мышление на основе анализа художественного текста.
«Ему, как и многим другим вообще, почему-то казалось, что в своем городе, в своем институте, одним словом, дома, ничего необыкновенного произойти не может. Дома было всё привычным и обыденным. А необыкновенное было где-то далеко, поэтому он любил дальние поездки…» - так размышляет один из героев рассказа Юрия Павловича Казакова «Дом под кручей». Задумаемся вместе: прав ли этот герой? Неужели действительно дома: в своем городе или деревне – на своей малой родине – нет «ничего необыкновенного»? Ответить на этот вопрос в течение урока нам поможет рассказ Юрия Казакова «Никишкины тайны», позволяющий внимательному читателю увидеть особенную красоту северной природы и услышать «тихий зов» Русского Севера.
Подумайте, какое содержание вы вкладываете в понятие «Русский Север».
Русский Север
Люди Природа Язык
Анализ художественных образов людей в рассказе.
Было бы странно спрашивать, любите ли вы Север. Каждый человек вкладывает в это понятие что-то своё. Незабываемыми встречами с людьми, природой, языком Поморья одарил Север и писателя Юрия Казакова, который после первой своей поездки на Белое море сразу же написал несколько рассказов, непосредственно связанных с Севером.
«Месяца полтора ходил я по Северу, по Белому морю, - вспоминал писатель свою первую поездку в наш край, - жил по нескольку дней в разных деревнях, жадно расспрашивал каждого о чем придется.., пока не понял вдруг, что чуть не каждый человек, родившийся и выросший в суровом краю, на берегу Белого моря, - герой».
Обратимся к анализу художественных образов героев – поморов, созданных Казаковым на страницах рассказа «Никишкины тайны».
Составим схему образной системы рассказа:
Герои рассказа |
Главные:
|
Второстепенные (упоминаемые):
|
Эпизодические:
|
В начале своего пути на тоню к отцу Никишка размышляет о лесе и вспоминает слова деда Созона: «Отлетела чегой-то птица. Бывало, побежишь с пестерем-то в лес, полон пестерь набьешь-дак. А ныне отлетела чегой-то птица, бог с ней, совсем ушла!».
Дядя Иван упоминается Никишкой в первом разговоре при встрече с отцом: мальчик интересуется, где дядя Иван, когда он поедет в деревню. Отец обстоятельно отвечает сыну: «Дядя Иван на соседнюю тоню поехал, на Керженку. Давеча рыбаки туда бежали по доре, так и его взяли, баня у них там… В деревню завтра поедет, полечится. Ноги-то, вишь, совсем у него разломило, на лошади и поедет по сухой воде».
Одолев осыпи и путешествуя по тропе в «мертвом лесу», «вспоминает Никишка, рассказывала бабка, давно это было, шли по мертвым лесам странные люди, шли беглые, больные, несчастные, обиженные - всякий народ шел».
Примерная схема образной системы рассказа, которая должна получиться, представлена ниже.
Герои рассказа |
Главные: Никишка, мать, отец (поморская семья) |
Второстепенные (упоминаемые): дед Созон, дядя Иван |
Эпизодические: жители деревни (старухи, старики, женки, мужчины-рыбаки, ребята); «странные люди» |
Сопоставим главный и эпизодический образы героев рассказа:
Промежуточный вывод.Большинство героев рассказа воспринимают окружающее как нечто совершенно простое, повседневное. Для них действительно «дома было все привычным и обыденным». Деревенским мальчишкам, например, не приходит в голову задумываться о том, могут ли камни «переваливаться», если им «неловко лежать», можно ли понять, о чем разговаривают березы. Ребята в деревне «настырные, насмешники», а взрослые слишком заняты своим нелегким трудом, чтобы замечать красоту окружающего мира. Мужчины ловят рыбу: «Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось». Жители деревни ходят в лес («с пестерем ли в лес идет»), заготавливают сено («в повети хорошо: темно…и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими»), работают в поле («и бани кончились, и огороды с овсом прошли»).
Рекомендация: первоначальная характеристика героя может основываться на обобщающей схеме:
Главный герой |
Внешний вид героя |
Своеобразие взгляда и его взаимосвязь с характером героя |
Манера разговора Особенности голоса |
Промежуточный вывод. Восьмилетний Никишка не похож на других деревенских мальчишек. Он «какой-то…не такой, как все, тихий, ласковый», задумчивый. Герой «ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко и то вопросами». «Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеется басом….». «Даже во внешности его, самой, казалось бы, заурядной («на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие») есть что-то таинственное и загадочное: «…а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет – и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет – вроде старик мудрый». Но главное - Никишка наделен способностью слышать и видеть то, что скрыто от других людей. Ему ведомо, какие сны снятся рыжему псу, слышит он, как «лешаки из избушки выглядывают, болбонят…». Герой сердится на ребят, которые его не понимают и дразнят, называя «молчуном», и сидит один на повети, где «подумать о разном можно». Противоречия внешнего облика Никишки, его странный голос, загадочное «разноглазье» будто бы подчеркивают внутренние размышления героя о мире, в котором он живет, непростое восприятие окружающего.
Выявим отношение главного героя к северному краю.
Сюжет рассказа – поездка Никишки верхом на тоню к отцу. Двадцать верст берегом моря везет Никишку конь. И для читателя, и для Никишки это неторопливое путешествие оказывается «ездой в незнаемое». Проследим путь мальчика и выясним, что он видит, чему удивляется, о чем задумывается на этом пути.
Задание: представьте, что путь Никишки – это прямая линия. Начертите ее и точками отметьте те явления, на которые обращает внимание мальчик. Опираясь на схему, сгруппируйте увиденное героем по категориям: море, горы, лес.
Природа |
Море |
Горы |
Лес |
Примерный вывод. Во время путешествия Никишка впитывает разнообразные впечатления. Мир, который видит герой, «и реален, предстает в ярких, точных деталях, и фантастичен, словно волшебный мир русской сказки. И мир этот безусловно и определенно прекрасен. И выброшенная на берег полусгнившая шхуна, и поросшая мхом заброшенная избушка, и сиренево-белый помет чаек на песке, и груды водорослей, тронутых тлением, и медуза, разбрызгивающаяся из-под конского копыта «как редкий камень драгоценный» - увидены восхищенным взглядом».
Природа |
Море: солнце,камни, волны, раковины, чайки, кулички, медузы, водоросли, мысы, бревна, коряги, шхуна, лешаки |
Горы: обрывы, корявые сосны, березы, камни, каменная осыпь |
Лес: вереск, сосны, елочки, березы, медведи, ягоды, грибы, мох, тропа |
Проведём анализ художественной речи произведения:
1. Составление и анализ обобщающей схемы под руководством учителя: обратимся к анализу следующего блока обобщающей схемы, условно названного «Язык». Выделим две категории анализа языка рассказа: диалог героев и авторское повествование. Занесем их в следующую схему:
Язык |
Диалог |
Авторское повествование |
2. Задания для учащихся по первому блоку схемы:
Примерный вывод. По приезде на тоню к отцу Никишка делится с ним тем, что видел по пути («птиц видал, грибов видал, с конем говорил»), интересуется, почему камни «смотрели», думают ли они, можно ли понять, о чем говорят березы. Отец понимает и принимает взгляд Никишки на окружающий мир: «Всё живое!». Однако восприятие Никишки более острое, пытливое, доброе. Он видит свою сказку и на тоне: вспоминает лешаков, разговаривает с собакой, задумывается о погоде, о движении вод на море, о теплых дальних странах, о жизни тюленей.
Мир для Никишки действительно живой. Восприятие мира как живого существа особенным образом отражено в эпизоде ловли семги. Мальчик смотрит на пойманную семгу «остановившимися глазами». Никишка «бледен, поражен, опомниться не может», сразу не хочет и «тюленей бить», решает не разрушать, а создавать новое: «…буду инженером».
Возможно, позже мальчик передумает, пока же потрясенный герой затихает, молчит, практически сливаясь с окружающим: «Молчит всё: молчит море, карбас беззвучно качает, молчит берег, не доносится оттуда ни звука… И никого нигде нет! Пусто везде, безлюдье…да два рыбака и с ними семга заснувшая».
Задание: выразительно прочитайте начало третьей части рассказа: «Гудит печка, потрескивает, тепло в избушке, за окошками сумерки. Зажег отец лампу, между ног ведро поставил с водой, шкеркает на уху пятнистую тресочку, темную, горбатую рявшу, тонкую навагу. А Никишка дремлет, наговорился за день, нагляделся, наслушался, накачался, устал – дремлется ему, думается бог знает о чем!».
Примерный вывод. «Рассказ написан в повествовательной манере, близкой к сказовой… Казаков стилизует не речь ребенка, а, скорее, язык народных поэтических преданий, сближая то, что родственно по самой своей сути – детское и фольклорное мировосприятия». Он будто имитирует «живой голос» рассказчика с его самобытной северной лексикой, воспроизводит устный народный рассказ. «Повествование ведется так замедленно, так плавно, что своим рисунком напоминает протяжную лирическую песню».
«Автор, доверив своему герою роль «волшебного зеркала», в котором читатель видит окружающий мир, все-таки не удерживается от передачи и собственного восприятия. Не только Никишка, зачарованный, «смотрит вокруг, хочет тайну такую понять, чтобы всё, что видит, разом открылось ему», но и автор смотрит вместе с ним, силясь разгадать эту тайну».
Подведём итоги урока.
Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: как вы думаете, слышит ли главный герой рассказа «тихий зов» Русского Севера? Что это означает для него?
Ответ сфотографировать и прислать учителю на проверку в личные сообщения.