Наши задачи:
ознакомиться с безличными глаголами; способствовать развитию познавательных психических процессов;
уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее и отбирать, извлекать информацию из различных источников;
проявлять способность к преобразованию информации, сохранению и ее передаче;
применять приобретенные знания на практике;
содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.
Подготовка к восприятию нового материала.
– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:
Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.
– Почему эти глаголы называются личными?
Лингвистическая задача.
Прочитайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.
Заболела бабушка.
– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.
– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.
– Никто, просто знобит.
– А разве так может быть?
– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.
Изучение нового материала.
Изучите теоретический материал учебника (с. 131)
и просмотрите видеоурок «Безличные глаголы».
https://www.youtube.com/watch?v=Wsnvl96_UdI
Применение новых знания на практике.
Задание 1.
Безличные глаголы в нашей речи имеют значения.
Так некоторые из них передают состояние человека (физическое: знобит, легко шагается , душевное: хочется бежать),
а другие обозначают явления природы (вечереет, моросит).
Ваша задача: распределите безличные глаголы из упражнения 569 по признаку: а) обозначают явление природы; б) передают состояние человека.
Задание 2.
Безличные глаголы в изъявительном наклонении имеют различные способы образования:
в прошедшем времени – с помощью формообразующего суффикса –Л- и окончания среднего рода единственного числа –О: знобиЛО, шагаЛОсь;
настоящее время образуется при помощи окончаний 3 –его лица единственного числа: знобИТ, шагаЕТся;
будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола быть в форме 3-его лица единственного числа и начального форма самого глагола: будет знобить, будет шагаться.
Ваша задача: (по упражнению 570) образуйте безличные глаголы в настоящем и будущем времени, обозначьте вид глаголов и выделите окончания.
Задание 3.
Игра «Фокусник»
Многие безличные глаголы образуются от личных: он шагает – шагается, дождь моросит – моросит.
– Превратите личные глаголы в безличные.
Личные глаголы | Безличные глаголы |
Ветер дует в окно. | В окно сильно дует. |
Гроза зажгла дерево. |
|
Дождь льет как из ведра. |
|
Липы сладко пахнут. |
|
Ветер сломал осину. |
|
Контрольное задание (на оценку)
Выполните упражнение 65 в электронной тетради «Видеоуроки»
https://videouroki.net/et/pupil
Итоги урока.
Проверьте себя, всё ли вы усвоили по теме урока?
1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.
2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.
3. Личный глагол может стать безличным.
4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.
5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.
Домашнее задание: §95. Упражнение 571.