Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

ознакомиться с безличными глаголами; способствовать развитию познавательных психических процессов;

уметь вести самостоятельный поиск информации, анализировать ее и отбирать, извлекать информацию из различных источников;

проявлять способность к преобразованию информации, сохранению и ее передаче;

применять приобретенные знания на практике;

содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

 

 

Подготовка к восприятию нового материала.

 

– Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:

 

Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.

 

– Почему эти глаголы называются личными?

 

Лингвистическая задача.

 

Прочитайте диалог и скажите, какие глаголы называются безличными.

 

Заболела бабушка.

– Что-то целый день меня знобит, – пожаловалась она.

– Бабушка, кто тебя знобит? – заинтересовалась внучка.

– Никто, просто знобит.

– А разве так может быть?

– В жизни не бывает, – отвечала бабушка, – а в языке есть такие глаголы, которые так нам представляют действие, как будто оно делается само собой. Мы не знаем, кто действует, и используем безличные глаголы.

 

Изучение нового материала.

 

Изучите теоретический материал учебника (с. 131)

 

и просмотрите видеоурок «Безличные глаголы».

https://www.youtube.com/watch?v=Wsnvl96_UdI

 

Применение новых знания на практике.

 

Задание 1.

Безличные глаголы в нашей речи имеют значения.

Так некоторые из них передают состояние человека (физическое: знобит, легко шагается , душевное: хочется бежать),

а другие обозначают явления природы (вечереет, моросит).

Ваша задача: распределите безличные глаголы из упражнения 569 по признаку: а) обозначают явление природы; б) передают состояние человека.

 

Задание 2.

Безличные глаголы в изъявительном наклонении имеют различные способы образования:

в прошедшем времени – с помощью формообразующего суффикса –Л- и окончания среднего рода единственного числа –О: знобиЛО, шагаЛОсь;

настоящее время образуется при помощи окончаний 3 –его лица единственного числа: знобИТ, шагаЕТся;

будущее время образуется при помощи вспомогательного глагола быть в форме 3-его лица единственного числа и начального форма самого глагола: будет знобить, будет шагаться.

Ваша задача: (по упражнению 570) образуйте безличные глаголы в настоящем и будущем времени, обозначьте вид глаголов и выделите окончания.

 

Задание 3.

Игра «Фокусник»

 

Многие безличные глаголы образуются от личных: он шагает – шагается, дождь моросит – моросит.

– Превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

 

Дождь льет как из ведра.

 

Липы сладко пахнут.

 

Ветер сломал осину.

 

 

Контрольное задание (на оценку)

 

Выполните упражнение 65 в электронной тетради «Видеоуроки»

https://videouroki.net/et/pupil

 

Итоги урока.

 

Проверьте себя, всё ли вы усвоили по теме урока?

 

1. Безличные глаголы – это глаголы, не изменяющиеся по лицам.

2. В предложении безличные глаголы зависят от подлежащего.

3. Личный глагол может стать безличным.

4. Безличный глагол не может употребляться в форме условного наклонения.

5. Безличный глагол не может употребляться в форме повелительного наклонения.

 

 

Домашнее задание: §95. Упражнение 571.

Урок 191. Безличные глаголы.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru