Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Наши задачи:

- усвоить понятие о таком литературном приёме как стилизация;

- научиться особенностям имитирования стиля писателя;

- совершенствовать умения воспроизводить текст в письменной речи;

- развивать творческие способности по созданию текста в публицистическом стиле.

 

Речевая разминка.

 

Наша бабка горько плачет:

-Где мой козлик? Где он скачет?

Полно, бабка, плачь не плачь-

В лес умчался твой рогач.

А живут в лесном посёлке

Живодёры, злые волки,

И напали на него

Ни с того и ни с сего.

 

Повалили Козю на пол,

Оторвали Козе лапы -

Козю нам уж не вернуть.

Тащит бабка по дорожке

Козьи ножки, козьи рожки…

- Ни за что я их не брошу,

Потому что он хороший.

 

- Чью историю напоминает это стихотворение?

- История серенького козлика печальна. Выражаются ли чувства печали в этом тексте?

- Какие эмоции вызывает эта история?

- Подумайте, кто из известных вам поэтов мог так рассказать историю про Козю?

- Какие другие строчки "слышатся"?

Агния Барто. Во всем чувствуется её манера: и в стихотворном размере - хорее, и в развитии сюжета. Слышатся знакомые строчки стихов А.Барто в начале: Наша Таня громко плачет…и во 2 части: Уронили Мишку на пол…

 

Много в этом стихотворном тексте от А.Барто. Но написала его не она. Он принадлежит перу ученого-языковеда, лингвиста Александра Финкеля.

Чтобы создавать такие шуточные произведения, А.Финкель использовал такой литературный приём как стилизация.

 

История создания понятия стилизации.

 

Обратимся к справочной литературе. Прочитаем в "Школьном словаре литературоведческих терминов" определение стилизации:

 

Стилизация - литературный приём, заключающийся в том, что автор, создавая своё произведение, подражает стилю, манере, художественным приёмам другого произведения. Чтобы научиться этому литературному приёму, нужно познакомиться с понятием стиля писателя.

 

История понятия стиля писателя

 

У древних греков и римлян стилем называли заостренную с одного конца, а на другом, кончавшейся лопаточкой палочку, которой писали на покрытой тонким слоем воска дощечке (лопаточкой можно было стереть написанное). Далее стилем стали называть почерк писавшего, затем особенности самой манеры письма – слог и, наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом.

В основе понятия "стиль писателя" лежит сходство, однородность, единство творческих особенностей, присущих писателю: идей, тем, характеров, сюжетов, языка. Оно обусловлено прежде всего его биографией, жизненным опытом, культурой, талантом, той социальной обстановкой, в которой развивается его творчество и по отношению к которой он, естественно, занимает определенную позицию в зависимости от своих эстетических идеалов. Особенности биографии, исторические условия и эстетические позиции писателя и определяют его творческое своеобразие, его стиль, с наибольшей отчетливостью проявлявшийся в языке..

 

«Научное веселье»

 

У каждого поэта или писателя есть своя писательская манера: любимые темы, жанры, языковые средства. Для написания стилизованного сочинения необходимо исследование писательской манеры.

А.Финкель называл такую работу" научным весельем".

Вот и нам предстоит заняться" научным весельем". Ваша задача – попытаться выполнить стилизацию под М.Е.Салтыкова-Щедрина. Особое предпочтение писатель отдавал сказкам, в которых сатирик обличал общественные и человеческие пороки.

В основе сказок лежит фантастический сюжет, автор использует такие языковые средства выразительности, как: метафора, эпитет, инверсия; сочетает книжную и разговорную лексику.

 

Создавая творческую работу, вы будете опираться на новую для вас сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть".

 

- О чем может идти речь в сказке, если прочитать только название?

- В сказке происходит нечто странное: исчезает совесть:

 

"Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Ещё вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами…И вдруг…ничего!"

 

- Как видите, ситуация фантастическая. Писатель ставит персонажей сказки в невероятные ситуации. М.Е.Салтыков-Щедрин рисует картину тех последствий, которые повлекли за собой исчезновение совести.

- А как вы понимаете, что такое СОВЕСТЬ?

 

Послушайте еще один фрагмент из сказки.

 

"Пропала совесть и проще стало подставлять ногу ближнему, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать…, клеветать".

"Мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились: пошли грабежи, разбои, началось вообще разорение!»

 

Персонажи сказки - кабатчики, банкир, квартальный надзиратель оказываются в одной и той же ситуации: к ним попадает совесть, вопреки их желанию. Совесть мешает им жить. Обратимся к тексту сказки.

 

«Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадались на дороге Словом сказать, лихоимец порядочный .

И вдруг этого самого человека начало коробить.

Пришел он на базарную площадь, а кажется ему, что все, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, - все это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало. Потер он себе бесстыжие глаза и думает: " Не очумел ли я, не во сне ли все это мне представляется? Подошел к одному возу, хочет запустить лапу, ан лапа не поднимается, подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти - о ужас! длани не простираются!

Испугался!

Что это со мной нынче сделалось?- думает Ловец,- ведь этаким манером, пожалуй, и напередки все дело себе испорчу! Уж не воротиться ли, за добра ума, домой?.

Однако понадеялся, что, может быть, и пройдет.

Стал погуливать по базару, смотрит, лежит всякая живность, разостланы всякие материи, и все это как будто говорит: " Вот и близок локоть, да не укусишь!"

А мужики между тем осмелились: видя, что человек очумел, глазами на свое добро хлопает, стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать.

-Нет, это со мною болезнь какая-нибудь!- решил Ловец и все-таки без кульков, с пустыми руками, и отправился домой».

 

- Проведем анализ текста. Обратите внимание на построение предложений. Каков их характер?

Инверсия, прямая речь.

 

- Подтвердите свои выводы примерами из текста.

- Что ещё можно сказать о языковых средствах? Какова лексика?

Разговорная и книжная.

-Каков характер эпитетов, используемых автором для раскрытия особенностей натуры Ловца?

Эпитеты оценочные.

- Ваше сочинение, стилизованное под манеру М.Е.Салтыкова-Щедрина, должно быть подчинено определенной теме, идее. Для этого обратимся к качествам человеческого характера.

- Какое хорошее качество может пропасть, а затем неожиданно появиться вновь?

Порядочность, доброта, честность, смелость, благородство, трудолюбие, бескорыстие.

- Если хорошее пропадает, то возникает плохое, заполняя пустоту. Как называется такой литературный приём?

- Как такое явление называется в русском языке?

-Кто может быть нашим персонажем?

-Где могут происходить описываемые события?

 

- Живет наш персонаж свободно, думать не думает, что на свете есть такие качества человеческого характера, и вдруг кто-то подбросил, на дороге нашел, по почте получил, из чужого кармана достал…

- А что же было дальше?

- Каковы последствия?

- Какие качества персонажа раскрываются в данной фантастической ситуации?

 

Об этом вам предстоит в скором времени поразмышлять. Я расскажу, что было с совестью из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

 

Бедная совесть перебывала у многих людей, но никому не была нужна. И только маленькое дитя приняло её в своё чистое сердце.

 

"Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама, "

- так заканчивается сказка М.Е.Салтыкова – Щедрина "Пропала совесть".

 

Творческая мастерская (Работа на оценку).

 

Наступило время и нам побывать в роли писателя. Создайте свою историю, из которой читатель сумеет извлечь урок.

- Получилась ли стилизация?

- Какие особенности стиля писателя удалось наиболее удачно имитировать.

 

Выполненную творческую работу отправьте учителю на проверку.

 

 

 

Домашнее задание: дописать творческую работу, отправить на проверку.

Урок 34. Стиль в художественной словесности.
Стилизация как литературный приём.

Сайт создан при помощи
конструктора сайтов А5.ru