Наши задачи:
Повторить разделы науки о языке;
повторить порядок различных видов разборов;
продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;
знать разделы науки о языке; единицы языка, изучаемые в них; роль русского языка как средства общения народов в нашей стране, его место в международной жизни;
уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка, о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания.
Определение дефицита знаний.
Индивидуальная работа с лингвистическим текстом и материалом учебника, в котором содержится правильная информация. Промаркируйте текст, используя для того, специальные знаки:
« ! » – Я это знал.
« + » – Новое для меня.
« – » – Вызывает у меня сомнение.
« ? » – Вопрос.
Информационный текст.
« _ » Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.
« _ » Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.
« _ » Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.
« _ » Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.
« _ » Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имя существительное, имя прилагательное, имя числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.
« _ » Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).
« _ » Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.
« _ » Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.
« _ » Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая1.
Работа по теме урока.
Задание 1.
Проверьте свою домашнюю работу по упр.466. Внесите необходимые поправки, пользуясь материалами ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕКСТА.
Задание 2.
Выполните задания упражнений 481, 485.
Задание 3 (контрольное на оценку).
Выполните упражнение 483 с использованием словарей разных типов. Работу сфотографируйте и отправьте на проверку.
Подведём итоги.
Приём «Телеграмма»
Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями себе.
Домашнее задание: §76 – 80. Упр.486.